Оценить:
 Рейтинг: 4.5

Шаляпин в «Мефистофеле»

Год написания книги
1905
1 2 3 4 5 6 >>
На страницу:
1 из 6
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
Шаляпин в «Мефистофеле»
Влас Михайлович Дорошевич

«Представленiе «Мефистофеля» начиналось въ половин? девятаго.

Въ половин? восьмого Арриго Бойто разд?лся и легъ въ постель.

– Никого не пускать, кром? посланныхъ изъ театра…»

Влас Михайлович Дорошевич

Шаляпинъ въ "Мефистофел?"

(Изъ миланскихъ воспоминанiй)

* * *

Представленiе «Мефистофеля» начиналось въ половин? девятаго.

Въ половин? восьмого Арриго Бойто разд?лся и легъ въ постель.

– Никого не пускать, кром? посланныхъ изъ театра.

Онъ поставилъ на ночной столикъ растворъ брома.

И приготовился къ «вечеру пытокъ».

Словно приготовился къ операцiи.

Пятнадцать л?тъ тому назадъ «Мефистофель» въ первый разъ былъ поставленъ въ «Scala[1 - итал. Ла Скала]».

Арриго Бойто, одинъ изъ талантлив?йшихъ поэтовъ и композиторовъ Италiи, – долго, съ любовью работалъ надъ «Мефистофелемъ».

Ему хот?лось возсоздать въ опер? Гётевскаго «Фауста», – вм?сто разсыропленнаго, засахареннаго, кисло-сладкаго «Фауста» Гуно.

Настоящаго Гётевскаго «Фауста». Настоящаго Гётевскаго Мефистофеля.

Онъ переводилъ и укладывалъ въ музыку Гётевскiя слова.

Онъ ничего не р?шался прибавить отъ себя.

У Гёте Мефистофель появляется изъ пуделя.

Это невозможно на сцен?.

Какъ сд?лать?

Бойто бьется, роется въ среднев?ковыхъ н?мецкихъ легендахъ «о доктор? Фауст?, продавшемъ свою душу чорту».

Находитъ!

Въ одной легенд? чортъ появляется изъ монаха.

15 л?тъ тому назадъ «Мефистофель» былъ поставленъ въ «Scala».

Мефистофеля исполнялъ лучшiй басъ того времени.

15 л?тъ тому назадъ публика освистала «Мефистофеля».

Раненый въ сердце поэтъ-музыкантъ съ т?хъ поръ въ ссор? съ миланской публикой.

Онъ ходитъ въ театръ на репетицiи. На спектакль – никогда.

Мстительный итальянецъ не можетъ забыть.

«Забвенья не далъ Богъ, да онъ и не взялъ бы забвенья».

Онъ не желаетъ вид?ть:

– Этой публики!

Зат?мъ «Мефистофель» шелъ въ другихъ театрахъ Италiи. Съ огромнымъ усп?хомъ. «Мефистофель» обошелъ весь мiръ, поставленъ былъ на вс?хъ оперныхъ сценахъ. Отовсюду телеграммы объ усп?х?.

Но въ Милан? его не возобновляли.

И вотъ сегодня «Мефистофель» апеллируетъ къ публик? Милана.

Сегодня пересмотръ «д?ла объ Арриго Бойто, написавшемъ оперу „Мефистофель“».

Пересмотръ несправедливаго приговора. Судебной ошибки.

Въ качеств? защитника приглашенъ какой-то Шаляпинъ, откуда-то изъ Москвы.

Зач?мъ? Почему?

Говорятъ, онъ создалъ Мефистофеля въ опер? Гуно. А! Такъ в?дь то Гуно! Н?тъ на оперной сцен? артиста, который создалъ бы Гётевскаго Мефистофеля, настоящаго Гётевскаго Мефистофеля. Н?тъ!

На репетицiи Бойто, слушая свою оперу, сказалъ, ни къ кому не обращаясь:

– Мн? кажется, въ этой опер? есть м?ста, которыя не заслуживаютъ свиста!

Онъ слушалъ, онъ строго судилъ себя.

Онъ вынесъ уб?жденiе, что это не плохая опера.

Но спектакль приближается. Бойто не въ силахъ пойти даже за кулисы.

Онъ разд?лся, легъ въ постель, поставилъ около себя растворъ брома:

– Никого не пускать, кром? посланнаго изъ театра!
1 2 3 4 5 6 >>
На страницу:
1 из 6