Оценить:
 Рейтинг: 4.6

Вилы

«Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный», – написал Пушкин в «Капитанской дочке»… и убрал из романа главу с этими словами. Слова прекрасные, но неверные. Русский бунт вовсе не бессмысленный. Далеко не всегда беспощадный. И увидеть его – впечатление жестокое, но для разума и души очистительное.
Бунт Емельяна Пугачёва сотрясал Российскую империю в 1773–1775 годах. Для России это было время абсолютизма и мирового лидерства. Но как Эпоха Просвещения породила ордынские требования восставших? В пугачёвщине всё очень сложно. Она имела весьма причудливые причины и была неоднородна до фантастичности. Книга Алексея Иванова «Вилы» – поиск ответа на вопрос «что такое пугачёвщина?».
Этот вопрос можно сформулировать иначе: «а какова Россия изнутри?». Автор предлагает свою методику ответа: «наложить историю на территорию». Пройти сейчас, в XXI веке, старинными дорогами великого бунта и попробовать понять, кто мы такие на этой земле.
На сайте электронной библиотеки Litportal вы можете скачать книгу Вилы в формате fb2, rtf, pdf, txt, epub. У нас можно прочитать отзывы и рецензии о этом произведении.

Читать онлайн

Помогите, пожалуйста, другим читателям нашего сайта, оставьте отзыв или рецензию о прочитанной книге.


Спасибо! Ваш отзыв был отправлен на модерацию.

Отзывы о книге Вилы

majj-s
Отзыв с LiveLib от 28 ноября 2018 г., 11:24
Береги честь смолодуИванов беллетрист хорош необычайно. но его художественная проза - лишь верхушка айсберга. Малая часть творческого потенциала, о котором даже такие мощные произведения, как двухтомник "Тобола" могут дать лишь приблизительное представление. Да, он потрясающе владеет словом; отменно выстраивает интригу и закручивает сюжет; а его герои порой кажутся более плотными и плотскими, чем кое-кто из реально окружающих. Но все это из числа вещей, какие умеет делать всякий хороший писатель. Отнести Алексея Викторовича по разряду гениев в личной табели о рангах меня заставило знакомство с его документальной прозой. Между "Message Чусовая" и "Вилами" для писателя пролегло девять лет, мне читателю, случилось прочесть их на протяжении полугода. В этом великая разница между ними, творцами и нами, потребителями - что у одного берет месяцы и годы кабинетного подвига. другой проглатывает хорошо, если в неделю. Хотя в случае Иванова говорить о кабинетном подвиге вряд ли уместно, не пройдя этого пути своими ногами, так о нем не расскажешь. В документальной прозе автор выступает как географ, историк, историограф. этнограф, топограф, экономист, лингвист - краевед в широком смысле слова. В случае с "Вилами", в широчайшем, и если вы подумаете, что эта книга представляет собой рассказ о пугачёвском бунте в его хронологическом развертывании, вы будете правы. И неправы. Потому что тщательно восстановленная история пугачёвщины с именами, географией, событиями, только канва. срединная линия, оплетаемая исторической подоплекой (часто с погружением много глубже непосредственно происходящего); и последствиями, какие оно имело для близкого или отдаленного будущего. Но суть даже не в том, чтобы рассмотреть происходящее во всех возможных к рассмотрению контекстах. дело в другом. "Вилы" анализируют пугачёвщину как беспощадный, но далеко не бессмысленный бунт, прошивший Россию. которая представляла (и, несмотря на глобализацию, в немалой мере продолжает представлять) собой комплекс разных идентичностей.На этом стоит остановиться подробнее. потому что концепция России как комплекса идентичностей в той же мере, в какой Европа, например, является комплексом разных стран, ключевая для понимания не только смысла пугачёвщины но и многих процессов, имеющих место в современной действительности. Русскость, как этническая общность, к которой носителей русского языка причисляет мир - это метахарактеристика, слишком общая, чтобы быть действенным инструментом анализа и прогнозирования. Россия неоднородна и рассматривать ее имеет смысл как конгломерат регионов, для каждого из которых подходит свой способ освоения. Понятие идентичности не исчерпывается конфессией, географией или культурой. Идентичность - это система ценностей.Оптимальный способ взаимодействия с представителями определенной идентичности базируется на понимании того, что представляет для них базовую ценность и умении предложить продукт, отвечающий их представлению о ней. Как ни трагично, в последней трети XVIII века таковым оказалось восстание Пугачёва, в каждом из регионов мимикрировавшее под конкретные чаяния. Вся история и география пугачёвщины рассматривается Ивановым именно через эту призму: жаркое плодородное степное поречье южных границ наиболее эффективно для освоения хуторскими и станичными хозяйствами; а для Урала казачья вольница не подходит, но оптимальный вариант для заводов и рудников - горноуральская заводская цивилизация. Что хорошо рабочему, то совершенно не тронет душу крестьянина; заволжские старообрядцы с их культом труда сильно отличаются от крепостных крестьян черноземья; даже казачество, которое нам сегодня может казаться всюду одинаковым, на деле разительно отличалось: донское. кубанское, яицкое, оренбургское. И погубили Пугачёва в конечном итоге те самые казаки, без которых бунт не разгорелся бы. Но случилось это тогда, когда восстание перестало отвечать требованиям их базовых ценностей.Подробное рассмотрение истории и географии пугачёвщины с точки зрения идентичностей и составляет основу, скелет книги. Ни в коей мере этим не исчерпываясь.Такой массив имен. географических названий, переплетения судеб; описаний кровожадности и зверств, чинимых представителями воюющих сторон; легенд и фольклора, которым обрасли те события. На одно только освоение этого пласта информации, на то, чтобы разобраться и запомнить нужны были бы месяцы неспешного чтения. Но я не могу себе такого позволить, моя жизнь конечна, а хочется столько всего успеть, потому просто прослушала книгу. Да и нет нужды держать все в памяти, когда можешь обратиться к источнику, а он у нас теперь есть.Из того. что мне показалось наиболее интересным: знакомые по "Тоболу" имена Рейнсдорф и Демарин; Иван Андреевич Крылов, семья которого в его раннем детстве задета была огненным колесом бунта; русский Фауст Рычков; рассказ о Казахстане и действительном положении дел с его присоединением к России, резко отличный от канона советской Истории Казахстана (родина моя) и о казахской Жанне д`Арк. Невероятно грустная история дворянской девушки Танечки, которая пошла к Емельке в полюбовницы, спасая братишку, но это не уберегло обоих от казаков, которые посреди морозной степи выбросили их, да так они и вмерзли в насыпь у обочины дороги, обнявшись смертельным объятием.И, конечно, подвиги, которым на всякой войне находится место. В жизни всегда есть место подвигу.
GvozdikaGvozdika
Отзыв с LiveLib от 6 июня 2023 г., 10:35
Замечательная книга. Часто историческая, документальная литература даже на интересную тему написана довольно сухим языком, так что сложно читать. Здесь же очень богатый русский язык, читается как художественная проза.
О восстании Пугачева известно в основном из школьной программы, и и нет уж много. Просто, что был такой бунт. Тут рассматривается все его аспекты, скажем "тонкие настройки". На самом деле сначала я не очень интересовалась темой, просто хотела что-то почитать у Иванова, в результате получила подробный анализ этого периода истории.
Mac-bet
Отзыв с LiveLib от 29 октября 2021 г., 07:56
В золотой век правления Екатерины II Российская Империя достигла небывалого расцвета. Воздвигались новые города, строились заводы, аграрная страна превращалась в мощную индустриальную державу. Казалось бы, в такую эпоху патриотизм должен был взлететь до небес- ну откуда могут взяться в это прекрасное время недовольные?
Ан нет, недовольные были, причем в таком количестве, что их хватило на поддержку самого мощного в истории России бунта, продлившегося два года. Казаки, крестьяне, рабочие, представители малых народов- все как один взяли вилы, топоры и сабли и отправились воевать за Петра Федоровича Романова, то есть за казака-разбойника Емельяна Пугачева, присвоившего себе венценосное имя.
Что побудило таких разных людей оставить налаженный быт и пойти на войну с Империей? У всех были разные мотивы, но объединяло их одно-имя Емельяна, ведущего их в бой. А самому то Емельяну что было нужно? С какой идей он пронесся по стране, собирая тех, кто был готов его поддерживать? И почему же в итоге его благородная миссия провалилась?
Все ответы найдутся в книге Алексея Иванова.Читателям, выросшим на художественной литературе(таким, как я),исторический научпоп, порой, дается тяжеловато. От обилия дат и имен голова идет кругом, а сплошной текст с отсутствием диалогов мешает привычному чтению по диагонали- зазеваешься и вот уже ничего не понятно, приходится перелистывать назад и перечитывать. Но пишут то об интересном! И часто встает дилемма: и читать сложно, и бросить никак нельзя, хочется узнать, что будет дальше.
В произведении "Вилы" Иванов нашел идеальный компромисс: будучи прекрасным литератором, он детально расписал пугачевский бунт так, будто творил исторический роман. В тексте по прежнему полно имен, географических названий и цифр, но им на помощь пришли бытовые вставки. Сквозь череду мельтешения одноразовых полководцев, градоначальников и народных героев автор показывает историю возникновения города, в котором на следующих страницах будут проходить бои или истоки возникновения недовольства отдельной группы повстанцев, причем делает это так, что у читателя не остается никаких сомнений в правильности их поступка- а как иначе?
При этом писатель в своем произведении не придерживается ничьей стороны- ни державной, ни повстанческой. Он просто рассказывает о том, как было дело. Достаточно безэмоционально, как того требуют от историков, но при этом захватывающе и пробуждая интерес там, где он задремал от обилия сухих фактов.
На мой взгляд, восстанию Пугачева уделено преступно мало внимания в отечественной культуре- пара параграфов в учебнике истории да знаменитая "Капитанская дочка". А ведь он ( как выяснилось) был уникальным феноменом, оказавшимся в нужное время в нужном месте и два года не выпускал удачу из рук, противостоя огромному государству. Такой человек определенно стоит того, чтобы о нем говорили больше, и Иванов берется восстановить несправедливость.
ddolzhenko
Отзыв с LiveLib от 6 февраля 2019 г., 15:30
После «Географа…», который оставил неоднозначные впечатления, но в общем понравился, захотелось прочесть у Алексея Иванова что-нибудь ещё. Присматривался к «Тоболу», но тут взгляд упал на «Вилы». История пугачёвщины мне была известна лишь в самых общих чертах, а представление о личности Емельяна Пугачёва основано на «Капитанской дочке» и поэме Есенина. Прочитанная в дикой юности эпопея Шишкова не оставила следов в памяти. Почему бы не освежить?
Ну что ж, это было занимательное чтение, и точно не бесполезное. Несмотря на неторопливость текста, на излишние порой «красивости», на вкрапления эмоциональных авторских оценок, книга меня в конце концов затянула. Последние 200 станиц я уже читал запоем, – хотя предыдущие 300 растянулись на пять недель, в промежутках прочитал много чего ещё. Возможно, длительность чтения повлияла на оценку, снизив её на полбалла.
Автор с первых же страниц окунает читателя в широкий исторический и географический контекст бунта. Этим он не только увеличивает количество страниц в книге, но и придаёт объём изображаемым событиям. Лучше всего Иванову удалось погружение в мир уральских горных заводов, об этих краях он повествует неспешно и подробно. Но с тех пор, как бунт перекинулся в Поволжье, подробные исторические и краеведческие экскурсы почти исчезают. Жаль, ведь именно там бунт превратился в масштабную крестьянскую войну.
Рассказ о собственно пугачёвском бунте не только прерывается экскурсами в историю (в обоих направлениях по шкале времени), но и в целом он не вполне линеен. Так, предыстория появления Емельяна Пугачёва на Яике помещена ближе к концу книги.
Впрочем, «Вилы» – это ведь не научная монография. Это пространное эссе, в котором на примере одного исторического события обсуждаются важнейшие вопросы – проблема свободы, возможность сосуществования различных культурных и национальных идентичностей. Если вас заинтересует мнение Алексея Иванова по этим вопросам, можете сразу открыть последние страницы книги и получить его в достаточно концентрированном виде (на мой взгляд, размышляет Иванов логично, но приходит к несколько странным выводам).
А если вы хотите погрузиться в мир русского бунта, «бессмысленного и беспощадного», читайте «Вилы» сначала. Кстати, насчёт «беспощадности» Иванов согласен с Пушкиным, а вот первый пункт оспаривает, и довольно убедительно.

Другой формат

Книга Вилы
Aудиокнига Вилы