Полная версия
Оценить:
 Рейтинг: 4.67

Двадцать лет спустя

Год написания книги
1845
Книга Александра Дюма-отца давно и прочно вошли в круг любимого чтения миллионов. И роман «Двадцать лет спустя» – занимательный, остроумный, напряженный – блестящее тому подтверждение.
С того момента, как четверка отважных мушкетеров разрушила козни кардинала Ришелье против королевы, минуло двадцать лет. Во Франции наступило «смутное время», и друзьям снова пришлось взяться за оружие, чтобы послужить своей стране. Правда, на сей раз они оказались по разные стороны баррикад. Но девиз их молодости «Один за всех, и все – за одного!» побеждает политические разногласия, и неразлучная четверка сообща пытается спасти от казни несчастного и благородного короля Карла I.
Перевод с французского под редакцией М.А.Лопыревой и Н.Я.Рыковой.

На сайте электронной библиотеки Litportal вы можете скачать книгу Двадцать лет спустя в формате fb2, rtf, pdf, txt, epub. У нас можно прочитать отзывы и рецензии о этом произведении.

Читать онлайн

Помогите, пожалуйста, другим читателям нашего сайта, оставьте отзыв или рецензию о прочитанной книге.


Спасибо! Ваш отзыв был отправлен на модерацию.

Отзывы о книге Двадцать лет спустя

Nurcha
Отзыв с LiveLib от 15 ноября 2022 г., 08:33
То-ли я выросла из того возраста, когда мне нравились такого рода приключения, то-ли мне никогда не нравился Дюма. Второе, кстати, более вероятно, потому что, как мне помнится, в детстве я читала "Три мушкетера", но такое ощущение, что не было у меня прям-таки какого-то WOW-эффекта, как от некоторых приключенческих романов. И это при том, что я всегда была пацанкой, играла в войнушки, а не в кукол и с удовольствием читала, например, про пиратов, морские приключения, Жюля Верна и страшилки вроде Эдгара Алана По. К примеру, "Таинственный остров" и "Всадник без головы" - мои самые любимые книги детства.Но вот с Дюма, видимо, что-то пошло не так и не случилось "той самой" любви. Хотя, в принципе, мне кажется, что всё у него есть для того, чтобы полюбиться читателю. И высокий рейтинг его книг об этом говорит очень ясно. Я и сама могу выделить массу положительных моментов в его книгах:- тонкий и очень приятный юмор. В частности, это касается диалогов и некоторых персонажей. Портоса, например, обожаю за его шуточки и юморок (иногда хоть и немного ниже пояса).- отличный, захватывающий сюжет. Тут масса погонь, битв на шпагах, прекрасных дам, любовных приключений и страданий. А так же сопереживания, дружеской поддержки, доблести и чести.- роман интересен с исторической точки зрения. И хоть тут, безусловно, в основном, литературный вымысел, читатель многое узнает об историческом периоде Франции в период правления короля Людовика XIV и Анны Австрийской.Минусы:- политические моменты. Но это, скорее, больше проблема моя, чем Дюма. Ну не люблю я политические темы, что тут поделаешь. Навевает на меня дикую скуку. Хотя, тут много связано с различного рода интригами,- все-таки это очень объемная книга. Мне кажется, что-то можно было смело убрать из текста без ущерба повествованию.Ну а в целом я очень довольна, что закрыла этот гештальт. И вообще это отличная литература, достойная внимания!
Shishkodryomov
Отзыв с LiveLib от 10 августа 2017 г., 04:14
Лихая мушкетерская история заимела продолжение 20 лет спустя и, как это в основном бывает, продолжение хуже первой части. И дело даже не в том, что вторая часть мушкетеронады несет собой некий налет житейского разочарования (герои имеют здесь конкретные, приземленные и мелкие цели) неудавшейся карьерой дАртаньяна, сомнительными достижениями его друзей, в конечном итоге – все мы стареем, все разочаровываемся, главное скорее сокрыто в самой идее произведения. Если «Три мушкетера» - учебник жизни, пособие для начинающих, гимн продуманной молодости, то «20 лет спустя» - труд больше исторический. Конечно, мы аплодисментами встречаем постаревших героев, как старых друзей, лишь только они появляются на сцене, мы рады видеть их просто так, даже если они еще ничего не сказали и не сделали. Основа детской любви к четырем мушкетерам была заложена задолго в первой книге (применительно к нам – в первом фильме) и, если быть честными как Атос, она началась с того, что каждый из нашей знаменитой четверки был способен в одиночку отмутузить толпу врагов. А уж вчетвером уж, уххх. Батальон четверых. Дюма сохранил это их качество и в продолжении, более того – оно является основополагающим, ибо развязало руки мушкетерам, сделало их до крайности уверенными в себе, взирающими на людишек свысока. Сие особенно ценно, ибо читатель подобное любит – каждому хочется побывать супергероем хотя бы мысленно.Киношники вообще не парились по этому поводу, сразу вываливали на дАртаньяна дикую тучу гвардейцев кардинала, чтобы тот, подобно компьютерному герою, гасил их направо и налево. К этому в итоге пришел и сам Дюма, хотя и действовал не так топорно, развивал тему постепенно и осторожно, но в итоге у него дАртаньян и Портос гоняются за какими-то невообразимыми толпами беглецов, пренебрежительно отмахиваясь «а, всего-то восемь человек». Если попасть в эту часть сразу, не читая предыдущих полторы книги, то создается полное ощущение художественного фильма. Вообще, достоинства знаменитой четверки сводятся в настоящее время именно к физической силе (даже не к умению фехтовать, ну, за некоторым арамисным исключением. Но у Арамиса были другие, скрытые достоинства, его любовницы могли бы подтвердить), потому как подобный факт никак не проверишь. При всем при этом лучше не вспоминать о том, что гигант-Портос был ростом 6 футов (1 метр 80 см), а дАртаньян – среднего роста, 5 футов (1 м 50 см). В 17 веке были иные антропометрические критерии, но представлять по нынешним временам коротышку-дАртаньяна, размахивающего шпагой и поющего "пара-пара-парадуемся", довольно забавно. Внутренние образы, кстати, которые создает собственное воображение, неотделимы от наших актеров, игравших в фильме «дАртаньян и три мушкетера» (СССР, 1979 год), что где-то мешает их адекватно воспринимать. Читающий аудиокнигу Чонишвили (часть книги прослушал, ибо текст знакомый, читал уже пару раз) тоже интонациями периодически косит под знакомое киношное. Голоса Смирнитского, Боярского, Смехова и Старыгина в исполнении Чонишвили.Способность к анализу, хитрость и дипломатия мушкетеров и в первой части вызывала восторг лишь у детей, во второй части ситуация усугубилась, а при наличии тривиальных целей еще и опошлилась. Приторговывающий соломой Мушкетон вызывает добрую улыбку, чего не скажешь о дАртаньяне в этой же ситуации. Видно в этих эпизодах Дюма выместил всю свою радостную мелочную злобу на то, что любил и ненавидел гораздо круче большинства – деньги. Об их взаимоотношениях можно было бы написать тома по объему соизмеримые с "20 лет спустя". Когда-то в детстве я предсказуемо взялся за третью часть «Виконт де Бражелон», но грандиозный многостраничный размах автора заставил меня бросить подобную затею. О литературных неграх тогда ничего еще не было известно, но появились мысли типа «вот, раскрутил своих мушкетеров и началась длинная нудятина». Теперь читаю сей труд, не дождавшись тридцати лет спустя, вопреки сложившейся традиции читать трилогии. А читается примерно так. Первая часть проглатывается с удовольствием, вторая – более медленно со скептической усмешкой, а третью часть не читаешь вовсе. Великий дАртаньян очень достоверно изображен Дюма человеком, способным на нешуточную работу мозга хотя бы потому, что в отношениях с людьми он сохранил либо нежно-розовую дружбу (что редко), либо довольно циничное желание всех использовать. Этот человек прямо-таки создан для военных действий, когда можно мыслить по-сталински, считая человеческую гибель статистикой и совершенно не заморачиваться – где враг, а где друг. Потому неудивительно, что 20 лет дАртаньян провел в безвестности, должна была начаться очередная заваруха, на смену осаде Ла-Рошели (война, которую Бэкингем якобы начал из-за королевы) пришла назревающая революция во Франции и смена власти в Англии. Такие вещи на случаются каждый год и в дАртаньяне просто не было надобности. Он по сути кризис-менеджер. Разглагольствования Атоса по поводу того, что в Англии «быдло пришло к власти» были неосмотрительно пропущены советской цензурой. Сразу же вспоминается аналогичная ситуация после российской революции 1917 года. Сам же моральный облик Атоса пострадал еще больше, чем в первой книге, то он, видите ли, сначала за принцев и произносит гневные патриотические речи во славу них. Чуть позже он признается, что лукавил, ибо поддержка принцев – переходный период, чтобы заняться делами более важными. И этот тот самый благородный непогрешимый Атос? Впрочем, жертвенная сцена в лодке с великим прощением Мордаунта, все списала, хотя попытка стать вторым самым известным жертвенником у Атоса провалилась и не без вины самого Дюма. Что-то не в порядке было у писателя с собственными идеалами, если образ Атоса у него периодически хромает то достоверностью, то честностью. Впрочем, не нам, детям новых цивилизаций судить о 19 веке.В общем, несмотря на кучу придирок, все это мелочь на фоне прекрасного романа, одного из лучших для летнего отдыха и отдыха постоянного. И какая разница – как там автору платили и кто там за него писал, ибо время расставило все по своим местам. Книги Дюма есть в каждом доме.
nastena0310
Отзыв с LiveLib от 24 марта 2022 г., 22:52
— Затем, — продолжал Атос, — у нас есть еще другая причина; слушайте хорошенько. Все во Франции прогнило и пришло в упадок. У нас есть десятилетний король, который сам еще не знает, чего хочет; у нас есть королева, ослепленная своей запоздалой страстью; у нас есть министр, управляющий Францией, как огромной фермой, то есть занятый только тем, как бы выжать из нее побольше золота с помощью итальянского лукавства и интриг; у нас есть принцы, которые стоят в эгоистической оппозиции и добьются только того, что урвут у Мазарини немного золота или клочок власти. Я служил им не потому, что люблю их (Богу известно, что я ценю их не больше, чем они стоят, а стоят они немного), но по убеждению.Порой до продолжений я добираюсь годами, так вышло и здесь, но в данном случае это не стало помехой, так как сюжет первой части в общих чертах сложно забыть, даже и не читая. Но вот впечатления у меня двойственные, вроде и понравилось, люблю исторические приключения, да и знала чего именно ожидать от автора, читала у него уже не одно произведение, а с другой как-то и придирок у меня много, да и под конец от объёма я что-то подустала, растеряв в последней трети книги весь свой энтузиазм. То ли не вовремя взялась за роман, то ли ещё что-то, но чувствую, что до завершающей трилогию истории я доберусь теперь ещё нескоро.Собственно из названия ясно, что с событий первого тома прошло двадцать лет и известная всем четвёрка лихих друзей давным-давно разошлась в разные стороны. Д'Артаньян всё также служит в мушкетёрской роте, рассчитывая хоть когда-нибудь получить чин капитана. Атос в своих владениях растит сына, который лишь для соблюдения приличий назван приёмным. Портос обзавёлся солидным наследством, статусом вдовца и проводит время в своих замках за пирами, охотой и прочими увеселительными мероприятиями. Арамис же сделался аббатом, но не оставил старых привычек, что более подходят скорее мушкетёру чем лицу духовному.Во Франции же тем временем некоронованным королём становится Мазарини - новый кардинал, по совместительству любовник королевы. Но до своего предшественника ему далеко, он баснословно скуп и жаден, не столь талантлив в интригах и уже настроил против себя уйму народу, которые объединились под именем Фронды. Именно для противостояния этой организации, Мазарини призывает на службу себе Д'Артаньяна, пообещав тому столь желанное повышение. Последнему удаётся соблазнить присоединиться к нему Портоса, который спит и видит себя бароном. Но вот двое других из их неразлучной прежде четвёрки уже выбрали себе другую сторону в этой борьбе. Дальше будет куча интриг, сражений, попытки спасти английского короля от плахи, противостояние с дьяволом в человеческом обличии - выросшим сыном Миледи, и участие в борьбе за власть во Франции то на одной, то на другой стороне.И всё это довольно бодро и увлекательно, но что-то я подустала от всей этой приключенческой феерии, да и мысли современного взрослого человека мешали безоговорочно наслаждаться чтением, то было жалко лошадей, которых зачастую загоняли насмерть ради своих сиюминутных планов, то раздражало благоговение перед аристократией и монархами, которые при этом показаны здесь довольно посредственными личностями, Анна Австрийская так вообще дрянцо то ещё, выражаясь культурно, но зато Кромвель и его люди вызывают у наших гг лишь презрение, как же сын пивовара или бывший мясник, фу-фу-фу, люди низшего сорта, таких мимоходом и прибить не жалко, задавив, например, конём, если дворянин куда-то спешит. Вот такие мелочи постоянно отвлекали меня от сюжета, мысленно уводя куда-то вообще в другую сторону, и я ничего не могла с этим поделать. Да и главный злодей несколько раздражал, уж больно злодеистым он вышел, несмотря на попытки автора дать ему мотивацию, всё равно абсолютно чёрный вышел персонаж, совсем без полутонов.Из плюсов же хочется отметить хороший исторический фон (это не нонфик, так что вольности, имхо, вполне уместны), лёгкость слога, несмотря на объём, и авторский юмор, который зачастую вовремя и вполне успешно разбавлял пафосность происходящего, например, врачебный консилиум у постели умирающего от пары синяков. В общем, обошлось без восторгов, но и разочарованием тоже не стало. Думаю, со временем добью трилогию, тем более, что, судя по названию, в последнем романе одну из главных ролей будет играть сын Атоса - виконт де Бражелон, а мне этот пока ещё совсем мальчишка, поступивший на службу в королевскую армию, пришёлся по душе, надеюсь, дальнейшая его судьба сможет меня увлечь и развлечь, но явно возьмусь не в этом году.
Eva_Dumon
Отзыв с LiveLib от 4 августа 2019 г., 18:37
Я только недавно открыла для себя историческую прозу Александра Дюма - отца и теперь меня все время тянет продолжить свое путешествие в чудесные произведения пропитанные духом приключений, реальным историческим фоном и витиеватым авторским слогом. Ничего удивительного, что после "Трех мушкетеров" по прошествии месяца я опять к ним вернулась в продолжении истории "Двадцать лет спустя".Помните чем закончилась первая часть? Своеобразным хэппи-эндом. Почти все герои живы (Констанция - принесена в жертву сюжету), сбылась мечта гасконца и он пополняет ряды мушкетеров с тайными мыслями о должности лейтенанта, трое друзей потихоньку вернулись к своим именам и в свои замки (монастырь), королева спасена, Ришелье отдает почести смелости неразлучных друзей и уходит в сторону от их судеб, продолжая тихую войну с Анной Австрийской. Тишина и покой вернулись во французское королевство. Но это еще не конец....И в "Двадцать лет спустя" мы видим, что ничего не изменилась. Разве, что на смену Ришелье пришел Мазарини, а во Франции появился новый король. Дартаньян все так же мечтает о должности лейтенанта, друзей раскидало по разным частям Франции, внутри страны зреет переворот, да и за пределами Франции не все спокойно. Если первая часть серии была пропитана мальчишеским вдохновением, мечтательной неопределенностью и духом молодости, то с первых страниц второй книги чувствуется разочарование и грусть по забытым подвигам, мрачная размеренность жизни и безрадостное будущее. И вот наступил тот литературный случай, который разбудил героев от двадцатилетней спячки и дал новые надежды на воссоединение их старинной дружбы.Пройдоха Мазарини плетет паутину интриг по собственному обогащению, выжимая последние крохи из многострадальной Франции и бедной влюбленной королевы, но волею случая в его политические игры вмешиваются друзья. Даже находясь по разные стороны политических лагерей они сохранили свою дружбу, уважение, любовь и единство. Взаимовыручка и бескорыстная помощь на протяжении еще одной истории стала основой нового сюжета.С Александром Дюма интересно знакомится с историей. Романтизированные произведения читается на одном духу: увлекательно, завораживающе красиво, захватывающе реалистично и занимательно точно. Вряд ли мы найдем в учебниках истории столько лишних придуманных подробностей, но общие черты исторических личностей с известными именами и события переданы скрупулезно и тщательно проработанными. И в памяти останется печальная судьба Карла 1, меркантильная скупость Мазарини так не любимого народом Франции, революционный настрой Кромвеля. И вот такой настоящий исторический фон стал полем битвы вымышленных героев, уже не одно столетие известные в литературных и кинематографических кругах. В планах у меня закончить эту серию с продолжением о виконте де Бражелоне, еще одной ключевой фигуре, появившейся в этом произведении. И хоть в книге рассказано, кто этот молодой человек, но личность его вызывает много любопытства и интереса.
HaycockButternuts
Отзыв с LiveLib от 6 апреля 2022 г., 16:10
Я в очередной раз убедилась в том, что сколько ни читаю Дюма, от этого он не становится для меня менее интересным. Вот так и с этим романом. Начала и вдруг вспомнила, что таки да! Читала же! Но ветер времени начисто выдул из головы содержание книги. Окромя сцены казни Карла Первого английского - ни слова, ни одной линии сюжета не помню. И читалось все на одном дыхании, с преогромным удовольствием. Так позвольте, милостивые государи, спросить себя и вас, чем же привлекателен так мьсе Дюма именно для русских? Думаю, что дело здесь не только в умении великолепно выстроить сюжетную интригу и создать яркие характеры героев. Хотя... Может быть именно в этих характерах и таится то, за что Дюма в России читают уже полтора века... Нет, нет, его книги конечно же популярны не только у нас, но рискну сказать, что у русских с ним и его героями совершенно особые отношения. Возможно потому, что выражение "честь, она всего превыше", как ни старались, так и не смогли из нас вытравить. Ведь на самом-то деле общечеловеческие ценности просты, как пять копеек, хотя стоят, конечно, намного дороже, поскольку часто оплачиваются кровью. Не стоит изобретать велосипед, все общечеловеческое прописано уж как 2000 лет тому назад: любить, почитать, уважать, дружить, не красть, не предавать. Правда вот с "не убий" у мушкетеров как-то получается не особо. Но, что поделать? Служба у них такая!
А вот сейчас я, возможно, начну несколько опровергать саму себя. Как-то вдруг изменилось мое отношение к Мордаунту. Наверное, потому, что и у самого автора копошились и скреблись вокруг этого персонажа очень когтистые кошки. С одной стороны - совершенно отталкивающий образ. Однако, можно ли не понять посыл его поступков? Сиротское детство, обман, лишение дворянства как бастарда, предательство дяди... А как бы вы повели себя в отношении тех, кто во всем этом был виновен? И ведь виновны. Здесь ни убавить, ни прибавить!
Никто в романе себя не оправдывает... И всех мучает советь. У кого она все-таки есть. Правда, шкала совести, как выясняется, в прямой зависимости даже не от наличия и количества денег, а от высоты положения в обществе. Чем выше человек взбирается, тем меньше у него остается ресурса совести и справедливости. Вот отсюда и внезапная "забывчивость" Королевы. Хотя и ей ничто человеческое(читай женское) не чуждо. Даже чересчур не чуждо. И попробуйте осудить!Ну, что еще сказать? Я совершенно не согласна с теми, кто утверждает, мол, вторая часть трилогии о мушкетерах хуже,чем первая. Ничуть! Единственно, несколько высокопарен стилен написания. Но не забываем. что роман написан в позапрошлом веке. Стиль и слог вполне в духе того времени.
Читать / не читать Здесь у меня двух мнений нет и быть не может: читать и активно советовать читать детям в подростковом возрасте. Это та литература, которая формирует сознание в правильном направлении.