Оценить:
 Рейтинг: 4.5

Пляска смерти

Одна из наиболее известных нехудожественных работ Стивена Кинга, в которой он выступает не в роли писателя, а в роли критика, вдумчиво, тонко и с юмором анализирующего жанр ужасов.
Написанная на основе цикла лекций Кинга «Особенности литературы о сверхъестественном», эта книга расскажет много нового о «культуре ужасов» в кино, на радио и, конечно же, в литературе. Особенно вдохновенно Стивен Кинг повествует о жанре ужасов в кинематографе – и даже прилагает к книге список своих любимых фильмов.
Итак, почему же нам так нравятся «страшные» истории? Какие произведения классиков американской литературы XX века повлияли на развитие жанра? И наконец, какие фильмы до дрожи пугают самого Мастера?
На сайте электронной библиотеки Litportal вы можете скачать книгу Пляска смерти в формате fb2, rtf, pdf, txt, epub. У нас можно прочитать отзывы и рецензии о этом произведении.

Читать онлайн

Помогите, пожалуйста, другим читателям нашего сайта, оставьте отзыв или рецензию о прочитанной книге.


Спасибо! Ваш отзыв был отправлен на модерацию.

Отзывы о книге Пляска смерти

OlgaBlack
Отзыв с LiveLib от 16 августа 2020 г., 18:38
Познакомиться с данной книгой Стивена Кинга я хотела давно. В первую очередь меня привлекал чисто теоретический аспект - развитие ужаса в литературе и современном кинематографе. О том, как Кинг пишет в жанре нон-фикшн, я знала,  поэтому истории из детства и взрослой жизни самого автора не стали сюрпризом, да и про это было интересно читать. Промахнулась я в другом, из-за чего и не смогла оценить книгу по достоинству. Что же представляет из себя "Пляска смерти"? Я бы назвала это сборником умных мыслей, воспоминаний и размышлений на тему ужасного, приправленных литературоведческим анализом отдельных художественных произведений. Кинг достаточно свободно владеет материалом и очень легко его преподносит, в плане языкового оформления к данной книге нет никаких претензий, Король в этом очень хорош. Но, как я уже написала выше, у меня в процессе чтения возникли достаточно серьезные трудности.Во-первых, по невнимательности, я как-то пропустила мимо себя  тот факт, что Стивен Кинг написал "Пляску смерти"  в 1980 году, и обращался в ней к анализу фильмов и книг в жанре хоррора за последние (для автора) 30 лет, то есть с 1950х годов по 1980 год включительно. Сейчас 2020, временной развыв увеличился на 40 лет, что, на мой взгляд, еще больше утяжелило чтение. Многие фильмы из тех, о которых говорит Кинг, я видела, многие книги, которые он анализирует, читала, но всё равно знакомиться с текстом было непросто и даже утомительно. Так, например, имена американских режиссёров и актёров 1960х или 1970х мне знакомы не были, поэтому приходилось то и дело обращаться к интернету, чтобы понимать, о чем говорит Кинг, и, признаюсь, под конец мне всё это надоело. Во-вторых, когда Стивен Кинг начал углубляться в жанр ужаса на радио и ТВ, я провалилась в бездну. Если  голливудские режиссёры и актеры худо-бедно, но были на слуху, то в этой главе ни одно имя и ни одна фамилия мне ни о чем не сказали. В-третьих, последние главы "Пляски смерти" Кинг посвящает детальному разбору отдельных книг выдающихся на тот момент американских авторов. Но вот опять незадача - ни один из этих авторов и предлагаемых для анализа текстов мне в своё время не понравился. Например, не очень хотелось тратить время на обсуждение "Призрака дома на холме", если сам текст так себе. В общем, "Пляска смерти" хороша, если понимаешь и чувствуешь ту эпоху, о которой Кинг рассказывает. Я, увы, проникала в прошлое с трудом. Утомительное это занятие, постоянно что-то гуглить.
FlorianHelluva
Отзыв с LiveLib от 27 августа 2019 г., 12:22
Нонфикшн от Стивена Кинга встречается не так часто, как художественные произведения. Хотя без темы ужаса и страха не обходится и в этом случае.Много воспоминаний автора, много его собственных впечатлений на какие-то события, будь то объявление о запуске советского Спутника или просмотра очередного ужастика.Книга посвящена фильмам ужасов. Очень большие списки старых фильмов и сериалов, про многие из которых я даже не слышала. А уж смотрела ничтожно малый процент, хотя это не удивительно, ведь я и не любитель ужастиков на экране. Вот книжные да, хотя и тут есть куда расти.Я бы посоветовала книгу именно фанатам старых фильмов ужасов, они бы больше оценили повествование автора. Потому что просто любители время от времени посмотреть что-нибудь этакое вряд ли возьмут малоизвестные фильмы шестидесятых например. Для американца того времени это было интересно и пугающе, а если он их видел в детстве, то может захотеть пересмотреть хотя бы из чувства ностальгии. Но для современной молодёжи пугающие когда-то картины будут нелепыми, а то и вовсе смешными. Вот и получается, что анализ фильмов за период взятый автором интересен для его поколения американцев, возможно ещё для следующего поколения и для фанатов жанра. А для жителя постсоветского пространства младше тридцати лет и уцепиться то не за что, изредка мелькающие просто знакомые названия встречаются с облегчением, а их меньшинство.Поэтому возникает двоякая ситуация: автор вроде интересно пишет, его анализ хорош, только вот никаких ассоциаций на заявленный материал нет и вся вкусность пропадает. Хотя надо отдать должное автору, что он поясняет детали упомянутых сюжетов.
Hermanarich
Отзыв с LiveLib от 22 января 2019 г., 02:19
Стивен Кинг очень талантливый рассказчик. Можно много говорить о том, насколько его литературный язык богат (не скажу, что он прям сыпет разными литературными приемами – его арсенал как писателя не такой большой), какой он внес вклад в культуру (вклад, конечно, огромный – но это предмет отдельного спора), но с главным поспорить сложно – Стивен Кинг блестящий повествователь. Это и некоторое скрытое напряжение, которое присутствует в его книгах, это специфических синтаксис, это умение проникать в сознание читателя (он то думал, что проникает в сознание среднестатистического американца – ан нет, возможно наскоком, но он ухватил что-то общечеловеческое), это и чувство щемящей ностальгии, которым он умеет приправить свои произведения – все компоненты для формирования хорошего рассказчика. Собственно, Кинг не просто хороший рассказчик – а гениальный рассказчик, и тем интереснее читать его книги, находящиеся за рамками его признанного таланта.
Кинг – филолог (а по образованию, напомню, он филолог по классической английской литературе) раскрылся нам в произведении «Как писать книги» - невероятно талантливой работе, в которой он дает главный (и очень мудрый) совет как стать хорошим писателем – писать по 20 страниц в день в течении 20 лет, и через это время, какой бы ты ни был до этого – ты будешь хорошим писателем. Кинг – сценарист прогремел в своем сценарии «Буря столетия» . Не буду говорить, что экранизация получилась бесспорной – но ему вообще не везет с экранизациями. Кинг – фанат спорта проявил себя в книге «Болельщик» и в книге «Девочка, которая любила Тома Гордона» . Кинг успел побыть даже либреттистом – по его либретто есть мюзикл «Братья-призраки из округа Даркленд». А в этой книге Кинг предстает нам, наверное, в самой естественной для себя роли как автора ужасов – в роли культуролога.
Культурология страха унизительно плохо изучена. Что мне приходит в голову, если сильно не напрягаться? Жак Делюмо Ужасы на западе . Дина Хапаева Кошмар: литература и жизнь ? Я выдохся – задумался минуты на две, но больше по данной теме не вспомнил работ – по крайней мере в моей личной библиотеке их нет. А между тем тема интересная не только с позиции культурологии, но и психологии, и, конечно, философии (один только Кьеркегор с его Страх и трепет чего стоит). И тут, значит, Стивен Кинг, «мастер ужасов» раскрывает свое видение на проблему.
Два важных момента: 1. Мне не страшно читать книги Кинга – что-то наподобие страха я испытал один раз, когда читал вторую по очереди (кстати, это оказалась и вторая написанная Кингом книга) – Жребий (в переводе Эрлихмана , тогда другого не было, том самом, где концовка – чистая отсебятина Эрлихмана, ибо в книге, с которой он переводил, не было последних страниц). Далее литературные приемы мне стали понятны – и после этого страх ушел. Анализ – лучшее лекарство от страха; 2. Идею запуска читателя в свою «творческую кухню» я не то чтоб не могу поддержать, но отношусь к этому с осторожностью. Я, как потребитель колбасы, не хотел бы знать, из чего ее делают (хватит с меня политики) – может, знание о том, из чего делают ужасы, тоже излишнее? Но Кинг не боится открывать двери в «святая святых» любого писателя – и делает это нарочито широко, по-американски, в духе протестантской этики – и за эту его позицию (а это именно позиция) я не могу его не уважать.
Сама Пляска смерти (Danse Macabre в оригинале, но на русский переводят даже крылатые латинские выражения – боятся, что отечественный читатель ничего не поймет) выросла из курса лекций, которые он читал в университете, будучи уже известным писателем – это придает ей определенный налет академичности и сухости. Сказать, что вы здесь встретите блистательного рассказчика Кинга – значит соврать. Не встретите. Но это не главная проблема книги для русскоязычного читателя – главная проблема кроется в материале книги, и именно поэтому данная книга никогда не будет популярна в России – она апеллирует к произведениям, которых наш читатель просто не знает.
Все мы родом из детства – Кинг, и это хорошо известно, проявлял интерес к жанру ужасов еще в детстве – в т.ч. под воздействием среды. Мало кто в России вообще слышал (по крайней мере до выхода фильма Тима Бёртона) словосочетание Мрачные тени – тогда как это был культовый сериал не только для Бёртона и для Кинга, но и для Тарантино. Увы, культурный разрыв в «массовой» культуре США и СССР - огромен. Данный разрыв сократился в 90-е – когда много чего хлынуло в Россию, но вот беда – книга работает в периоде с 50-х по 80-е годы ХХ века, т.е. именно в период формирования Кинга как личности и Кинга как писателя, и периода, который почти целиком неизвестен в России.
Что из перечисленного в книге может знать даже достаточно начитанный и интересующийся американскими хоррорами (я интересуюсь, скорее, трэш-фильмами конца 80-х – начала 90-х) человек? Ну, Сияние Кубрика – и то, только потому что оно по Кингу и снято Кубриком. Из маститых режиссеров: Час Волка Бергмана, Голова-ластик Линча, ну может Ангел-истребитель Бунюэля (хотя здесь я уже сомневаюсь). Если спуститься чуть пониже уровнем – будет легче. Тут и Ночь живых мертвецов Ромеро, и Изгоняющий дьявола Фридкина, и Чужой Ридли Скотта, и Вторжение похитителей тел Кауфмана, и Плетеный человек Харди. Ну, может быть еще Мартин Джорджа Ромеро. Если подойти к моему любимому трэшу или хоррорам уровня пониже - это и Хэллоуин Карпентера, и Судороги Кроненберга, и Техасская резня бензопилой Хупера. Вот почти все, что я могу идентифицировать осмысленно – и это даже не 1/10 из упоминающегося в книге. А всякие телепередачи и радиопостановки это вообще недосягаемый для меня уровень – думаю, как и для американца, если он родился не в 40-е, а в 80-е.
В итоге получается странная вещь – интереснейший анализ происходит на материале, который тебе вообще неизвестен, и ты никак не можешь его ассоциировать с собой и своим опытом – да, в СССР с ужасами было плохо (хотя, конечно, случались прорывы, в большинстве своем относимые уже к перестройке и позже, типа Прикосновения Мкртчяна). Наверное, это самая большая обида на Кинга – он пишет о явлении на совершенно чуждом материале, будто он из другого мира – никак это с реальностью человека, живущего в России, не соотносится. Даже мне, как фанату Баек из склепа, продираться через нагромождение названий, которые ты не знаешь, и даже никогда не посмотришь, потому что их время ушло – было достаточно тяжело.
Я не могу оценить это исследование плохо – это было бы несправедливо, оно хорошее. Но и хорошо я его тоже не могу оценить – просто оно для англоязычного читателя; человека, близкого по возрасту Кингу – вот он прочтет большую часть вещей, у него, возможно, появится то самое щемящее чувство ностальгии, в котором Кинг так мощен – у меня оно не появилось.
По природе страха высказаны достаточно банальные вещи – но здесь трудно ожидать от Кинга прорыва, когда профессиональные культурологи не могут его совершить – а ведь жанр «хоррора» находится в глубоком кризисе. Ну да Кинг и так пытался и пытается преодолеть этот кризис – многим такого и не снилось, обвинять его в том, что он еще и теорию не сдвинул – это уж простите.
Как итог – читать можно, и даже интересно, тем более что Кинг, видимо, понимая, что львиную долю из перечисленного никто не посмотрит – активно пересказывает произведения, но вот никакого откровения ждать не стоит. Впрочем, его не стоит ждать ни от какой книги.
zdalrovjezh
Отзыв с LiveLib от 2 сентября 2019 г., 20:08
Очень информативная книга. Некая комбинация потока сознания Кинга с элементами автобиографии, анализа детства и эволюции жанра ужасов.
В принципе, не только жанр ужасов интересен Кингу, а презентация человеческого страха: как сделать так, чтобы человек поверил книге/радио/телевизору, и, в частном случае, испугался. Что заставляет человека бояться? Как и почему человек боится? Анализ того, почему человека зачастую пугают совсем обычные или даже приятные вещи.Так же Кинг пытается ответить на вопрос, как становятся писателями и почему писатель пишет. Ну, тут спойлеры не нужны, ответ очевиден: писателями становятся, потому что любят писать и пишут много; ну а писатель пишет потому же, почему бабочка летает, а желтый цвет - желтый. А земля круглая. И так далее.
Резюме: лучше вообще не задавайте эти вопросы.Полагаю, что эта книга - своеобразный дневник Кинга, и именно по этой причине он уныл и скучен в некоторых местах. Ибо Кинг не Фолкнер, и не может заставить читателя пИсать кипятком от рандомного потока сознания.
В общем я бы книжку сократила раза в два и было бы прекрасно.Кинг - король. Но не нонфикшена. Извините.

Другой формат