Оценить:
 Рейтинг: 2.6

Самозащита от А до Я

Год написания книги
2006
1 2 3 4 5 ... 11 >>
На страницу:
1 из 11
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
Самозащита от А до Я
Павел В. Липцер

Чой Сунг Мо

Алексей Алексеевич Кадочников

Александр Игоревич Травников

В этой книге представлен оптимальный набор приемов и вспомогательных упражнений из разных школ и систем боевой подготовки, с помощью которых можно составить эффективную программу личной безопасности.

Алексей Алексеевич Кадочников, Александр Игоревич Травников, Чой Сунг Мо, Павел Липцер

Самозащита от А до Я

Предисловие

Стержнем и основой подавляющего количества современных школ боевых искусств является система воспитания, позволяющая сформировать сильного, цельного, уверенного в себе человека с определенными морально-этическими и нравственными принципами. Но при этом основной побудительной причиной, заставляющей каждый год миллионы людей записываться в школы боевых искусств по всему миру, является желание овладеть навыками самообороны, чтобы научиться эффективно противостоять любому проявлению агрессии по отношению к себе, своим близким и просто окружающим нас людям. Существует несколько подходов к обучению приемам самообороны.

• Краткосрочные курсы, предназначенные для отдельных категорий людей, не обладающих хорошей физической подготовкой. Такие системы подготовки предназначены сформировать в человеке уверенность в себе, психическую готовность дать отпор потенциальному агрессору, а также обучить его небольшому количеству приемов и знанию основных уязвимых точек на теле человека.

• Системы рукопашного боя, которые предполагают неплохую физическую подгтовку занимающихся и возможность длительного обучения. Такие системы ставят своей задачей формирование стабильных боевых навыков.

• Разделы самозащиты в традиционных школах боевых искусств опираются на приобретеные занимающимися знания и навыки в процессе занятий. Приемы самообороны строятся на основе базовой техники школы, используя уже сформированные двигательные навыки занимающихся.

Безусловно, каждый из этих подходов имеет как свои преимущества, так и недостатки.

В этой книге представлен оптимальный набор приемов и вспомогательных упражнений из разных школ и систем боевой подготовки, с помощью которых можно составить эффективную программу личной безопасности.

В основу положен принцип необходимости и достаточности. Слишком большое количество учебного материала требует слишком много времени для его освоения, которым многие не располагают. В то же время слишком малое количество знания может оказаться недостаточным для понимания основных принципов самообороны в целом.

Разумеется в жизни не бывает универсальных рецептов, поэтому если что-то вам будет непонятно или какие-то положения вызовут у вас возражения, постарайтесь найти возможность проконсультироваться с квалифицированным специалистом в этой области.

Часть первая

Боевое каратэ – эффективная система самозащиты

Современное каратэ как раздел рукопашного боя

Строго говоря, искусство каратэ является японской системой рукопашного боя. Бесспорно, что любой занимающийся спортивным каратэ может применить свои навыки для защиты себя и окружающих. Однако у войны и у боя насмерть свои законы и правила.

Одним из главных отличий каратэ от других видов спорта является то, что в нем не просто есть специальный прикладной раздел, в котором учат приемам самозащиты, но и то, что само каратэ даже в его спортивном варианте является составной частью этой системы самообороны и способом специальной подготовки.

Начнем с того, что в рукопашной схватке снимаются все ограничения с правил на использование навыков и наработанных приемов и техник каратэ. Кроме того, вся техника боевого рукопашного боя по системе каратэ состоит именно из запрещенных ударов, приемов и техник.

В специальном разделе каратэ уделяется особое внимание изучению и отработке техники нанесения поражающих ударов руками и ногами, техники борьбы, техники бросков, выполнению приемов по освобождению от захватов, выполнению удушающих и болевых приемов.

Особый раздел составляет обучение защите от угрозы оружием. Причем, оружием и древним – меч, посох, весло, и оружием непреходящим во времени – нож, палка, дубинка, и оружием современным – пистолет, автомат.

Объединяющим началом и боевого, и спортивного разделов каратэ являются общие методики и принципы подготовки обучения и тренировки. Эти принципы и методы можно назвать универсальными.

Однако считается, что иногда спортивный уклон мешает развитию абсолютных навыков овладения боевым разделом каратэ. И в то же время спортивные состязания способствуют развитию таких необходимых для овладения боевым разделом каратэ качеств, как сила воли, стремление к победе, хладнокровие и гуманизм.

Арсенал боевых техник и приемов прикладного каратэ практически неисчерпаем. Однако в его основе лежат простые приемы и техники ударов, защит, бросков и приемов, которые отрабатываются точно так же, как и в спортивном каратэ.

Следует заметить, что базовая техника и спортивного каратэ, и боевого раздела каратэ практически одинакова. Разница только в целях и условиях применения этих базовых навыков.

Уровень подготовки в каратэ определяется системой КЮ и ДАНОВ. Кю – ученическая степень. Дан – мастерская. Всего десять ученических и десять мастерских ступеней. Кроме того, в школе Дзё-Син-До предусмотрена степень кандидата на первый дан.[1 - Кандидат на первый дан тот, кто сдал экзамены на степень первого дана. Он носит черный пояс без желтых полос. После сдачи дополнительного экзамена присваивается степень первого дана. Дополнительный экзамен проводится не ранее, чем через полгода после сдачи первого экзамена.]

Классификация «IOD» – «МОД»

10-кю – белый пояс

9-кю – белый пояс (одна красная полоска)

8-кю – белый пояс (две красных полоски)

7-кю – белый пояс (три красных полоски)

6-кю – синий пояс

5-кю – синий пояс (одна красная полоска)

4-кю – зеленый пояс

3-кю – зеленый пояс (одна красная полоска)

2-кю – коричневый пояс

1-кю – коричневый пояс (одна красная полоска)

1 дан хо – кандидат на мастерскую степень (черный пояс)

С 1 по 10 дан – черный пояс с желтыми полосками (количество желтых полосок соответствуют степени дана).

Стойки

Методика обучения различным упражнениям системы каратэ-до предполагает подготовить занимающегося к освоению относительно сложных технических действий, которыми являются удары, защиты, броски, приемы. Для успешного овладения всем арсеналом техники необходимо усвоить ряд унифицированных стандартных положений или стоек.

Стойка хейсоку-дачи: ноги вместе, вес тела равномерно распределяется на обе ступни, корпус прямо (рис. 1).

Стойка мусуби-дачи: пятки вместе, носки врозь, под углом 90°. Вес тела распределяется равномерно на обе ступни, корпус прямо (рис. 2).

Стойка хейко-дачи: ноги на ширине плеч. Внешние стороны ступней параллельны. Вес тела распределяется равномерно на обе ноги. Корпус прямо (рис. 3).

Стойка зенкутцу-дачи: носок впередистоящей стопы смотрит вперед на противника, стопа сзадистоящей ноги развернута наружу на 30–45°. Ширина между ступнями – одна ширина плеч, расстояние между впереди и сзадистоящими стопами – две ширины плеч. Впередистоящая нога согнута в колене так, чтобы голень была перпендикулярна поверхности пола, сзадистоящая нога выпрямлена. До 60 процентов веса распределяется на впередистоящую ногу, около 40 процентов – на сзадистоящую. Корпус ровно, развернут в пределах 30–45° (рис. 4, 5, 6).

Стойка кокутцу-дачи: носок впередистоящей ноги смотрит вперед на противника, стопа сзадистоящей ноги развернута наружу на 90°. Ступни стоят на одной условной прямой, образуя либо букву Т, либо Г. Расстояние между ступнями – две ширины плеч. Обе ноги согнуты в коленях, причем, колено сзадистоящей ноги смотрит максимально вперед. До 70 процентов веса тела – на сзадистоящей ноге, в пределах 30 процентов – на впередистоящей. Корпус ровно, развернут в пределах 45° (рис. 7, 8, 9).

Стойка шико-дачи: стопы ног располагаются симметрично на одной линии, расстояние между ними две ширины плеч, ступни развернуты на 45° соответственно каждая. Вес тела располагается между ногами равномерно. Колени глубоко согнуты и развернуты максимально наружу. Корпус прямо (рис. 10, 11, 12).
1 2 3 4 5 ... 11 >>
На страницу:
1 из 11