Оценить:
 Рейтинг: 4.67

Пастух и пастушка

Год написания книги
2011
«…Борис и старшина держались вместе. Старшина – левша, в сильной левой руке он держал лопатку, в правой – трофейный пистолет. Он не палил куда попало, не суетился. Он и в снегу, в темноте видел, где ему надо быть. Он падал, зарывался в сугроб, потом вскакивал, поднимая на себе воз снега, делал короткий бросок, рубил лопатой, стрелял, отбрасывал что-то с пути.
– Не психуй! Пропадешь! – кричал он Борису.
Дивясь его собранности, этому жестокому и верному расчету, Борис и сам стал видеть бой отчетливей, понимать, что взвод его жив, дерется …»
На сайте электронной библиотеки Litportal вы можете скачать книгу Пастух и пастушка в формате fb2, rtf, pdf, txt, epub. У нас можно прочитать отзывы и рецензии о этом произведении.

Читать онлайн

Помогите, пожалуйста, другим читателям нашего сайта, оставьте отзыв или рецензию о прочитанной книге.


Спасибо! Ваш отзыв был отправлен на модерацию.

Отзывы о книге Пастух и пастушка

Kondrat_2504
Отзыв с LiveLib от 21 марта 2021 г., 23:18
Современная пастораль.
Называя это произведение повестью, я ошибалась, потому что это не повесть а пастораль, современная. Небольшой размер в 100 страниц заставил меня ошибиться ещё раз, так как я посчитала, что справлюсь с ней быстренько за 1-2 вечера.
Почему мы «проглатываем» некоторые романы за вечер, а такие книги откладываем каждые 10 страниц, чтобы подумать и переварить, иногда возвращаемся на несколько страниц назад, перечитываем и думаем ещё раз? Для меня это самый яркий показатель настоящей литературы - не для развлечения или чтобы «убить» время, а для чего-то более важного.
Больше всего я размышляла над жанром, почему же все-таки пастораль, если в книге война и нет речи о мирной сельской жизни. Есть только воспоминания и осколки этой мирной жизни в виде разрушенных деревень, непаханых и неубранных полей, убитых старика и старухи (пастуха и пастушки). В параллельной реальности, где нет войны, Борис и Люся - те же пастух и пастушка, то есть люди, рождённые для мирной простой жизни, которые пришли в этот мир не разрушать его, а продолжать жизнь в лучших ее проявлениях.
Произведение оставило тягостное душевное состояние, я долго оставалась под впечатлением, была подавлена прочитанным.
Сложно рекомендовать кому-то такую прозу, лично я считаю ее прекрасной, настоящей, но вызывающей скорбь и грусть за всех людей, пропавших на войне (не только физически, но и морально).
lenochkaosya
Отзыв с LiveLib от 15 мая 2013 г., 01:39
Про войну читать всегда тяжело...Особенно,когда показано всё так правдиво и реально.В этой повести война ломающая и коверкающая судьбы...Война,насыщенная страданием,болью,кровью и каким-то неистовством и ожесточением.Но и в то же время здесь образ чистой любви,здесь жизнь человеческих душ,которые не сломила и не смяла эта страшная война.Такие книги читать надо обязательно.
serovad
Отзыв с LiveLib от 15 января 2015 г., 19:12
Нельзя не полюбить писателя, умеющего писать одновременно просто и пронзительно.Нельзя не полюбить Астафьева.Говорю это здесь, хотя и считаю, что есть у него произведения ещё острее. Ещё пронзительнее. Судьба солдат никогда одинаковой не была (кроме тех, кто был сражён первой же пулей в первом же бою). Перед нами очередная история, точнее несколько историй. Хотя, если подумать, в такой же степени эта повесть про старых пастуха и пастушку. Разве сжимается сердце от их трагической судьбы слабее, чем сжимается от солдатских и офицерских историй?Психология войны во множестве её проявлениях. И о роли ваньки-взводного, который не всегда над своими солдатами. К собственному удивлению узнаёт он, что в бою всё иначе.Не сразу, нет, а после многих боев, после ранения, после госпиталя застыдился себя Борис, такого самонадеянного, такого разудалого и несуразного, дошел головой своей, что не солдаты за ним, он за солдатами! Солдат, он и без него знает, что надо делать на войне, и лучше всего, и тверже всего знает он, что, пока в землю закопан, — ему сам черт не брат, а вот когда выскочит из земли наверх — так неизвестно, чего будет: могут и убить. Поэтому, пока возможно, он не выберется оттудова и за всяким-яким в атаку не пойдет, будет ждать, когда свой ванька-взводный даст команду вылазить из окопа и идти вперед. Уж если свой ванька-взводный пошел, значит, все возможности к тому, чтобы не идти, исчерпаны. Но и тогда, когда ванька-взводиый, поминая всех богов, попа, Гитлера и много других людей и предметов, вылезет наверх, даст кому-нибудь пинка-другого, зовя в сражение, старый вояка еще секунду-другую перебудет в окопе, замешкается с каким-либо делом, дело же, не пускающее его наверх, всегда найдется, и всегда в вояке живет надежда, что, может, все обойдется, может, вылезать-то вовсе не надо — артиллерия, может, лупанет, может, самолеты его или наши налетят, начнут без разбору своих и чужих бомбить, может, немец сам убежит, либо еще что случится…

Редко где прочитаешь и вот о чём - об отношении к привычности смерти. И рассуждает так не кто-то - солдат, который видел смерть почти ежедневно, и во множестве за раз:На смерть, как на солнце, во все глаза не поглядишь… Страшнее привыкнуть к смерти, примириться с нею… Страшно, когда само слово «смерть» делается обиходным, как слова: есть, пить, спать, любить…

Подобное непримиримое отношение к смерти и войне можно встретить у Константина Федина в романе "Города и годы".А самая мощная фраза в повести знаете какая? Я сегодня думал. Вчера молчал. Думал. Ночью, лежа в снегу, думал: неужели такое кровопролитие ничему не научит людей? Эта война должна быть последней! Или люди недостойны называться людьми! Недостойны жить на земле! Недостойны пользоваться ее дарами, жрать хлеб, картошку, мясо, рыбу, коптить небо.

Собственно, ею про человечество всё сказано.
strannik102
Отзыв с LiveLib от 3 декабря 2021 г., 05:01
Военная проза писателя с фронтовым прошлым Виктора Астафьева имеет свою собственную отличительную от творчества многих других писателей-фронтовиков особинку. И прежде всего, это стремление показать войну и человека на войне и около войны без всяких рисовок и прикрас, так, как есть, и как всё это дело видит и помнит сам автор. Никакой героизации, а наоборот, обыденность и жуткая повседневность всего и вся на войне. И именно поэтому героям астафьевских книг веришь.Дальше...В этой военной повести самой войны — большой, грохочущей и геройски-трагической — почти что нет. Хотя вся она, эта повесть, и состоит из войны, и написана о войне. Только с небольшим уточнением — о людях на войне и около войны. И всё здесь у Астафьева обыденно и прозаически. Идёт подразделение, заходит в недавно освобождённый от фашистов населённый пункт и становится на ночлег. Солдатики распределяются на постой, ночуют, и потом уходят-уезжают маршем дальше, на фронт.И главным здесь было просто показать читателям двух простых маленьких людей — молодого лейтенантика и нестарую хозяйку дома, где расположилось на ночлег подразделение нашего героя. И то мимолётное, совсем внезапно вспыхнувшее между ними чувство и отношение. И всё, что стало потом. А потом… потом собственно говоря, была война, на которой, по выражению киногероя Леонида Быкова «Делают пиф-паф». И всё так и осталось, в бывшем, в мимолётном, в случайном, но навсегда оставшемся в сердце.Не случайно я вспомнил здесь фильм «Аты-баты, шли солдаты...» — в этом фильме как раз тоже есть попытка показать читателю войну и людей именно вот в таком обыденно-героическом ракурсе. Где весь героизм как раз и состоит вот в этой обыденности войны и своего участия в ней. Но в фильме всё-таки сделан упор на геройские дела взвода, а в книге Астафьев всю героику будней войны оставляет вообще за кадром, предоставляя читателю возможность до всего додуматься и дочувствоваться...
natalya-ershova-71
Отзыв с LiveLib от 26 ноября 2022 г., 19:59
Свою повесть Астафьев назвал современной пасторалью, возможно, подчеркивая чистоту любви главных героев, эмоциональную приподнятость их отношений. Вот только вместо мирных пасторальных пейзажей вокруг влюбленных идут жестокие бои. И первая встреча девятнадцатилетнего Бориса с Люсей происходит после его боевого крещения, когда он, видя, как утюжат немецкие танки наши окопы, как гибнут его товарищи, в отчаянии, " натыкаясь на раздавленных, еще теплых людей", бросается на танк с гранатой. И удивляется тому, что у него получилось вывести из строя бронированную махину: "Такую силищу -такой маленькой гранатой! Такой маленький человек!" Автор не скрывает, что герою страшно, как все нутро его сжимается от ужаса, как сердце его чуть было не разрывается от напряжения. Герою трудно не только потому, что он еще очень молод, и кровавая мясорубка войны ужасает все его существо. Его мучает и чувство жалости ко всему живому: убитым, раздавленным танками людям, изувеченным деревцам, выросшим на поле, где идут бои, даже к пленным, которых расстреливает солдат, мстя за гибель семьи в сожженной деревне... Особый смысл в повести несет история пастуха и пастушки, чьи мертвые тела находят солдаты из взвода Бориса в освобожденном от немцев хуторе. "Они лежали, прикрывая друг друга... И мертвых било их осколками, посекло одежонку, вырвало серую вату из латаных телогреек, в которые они оба были одеты..." Пытались разнять их руки, да так и не смогли, остались вместе на веки вечные... В единственную ночь любви с Люсей Борис вспоминает убитых пастуха и пастушку, не зная еще, что и его любви грозит та же беда. А Люсе предстоит пронести свою любовь через всю жизнь без него, которая превратится в путешествие - поиски его могилы на каком-то безымянном полустанке, где в вагоне санпоезда застала его смерть.
Почему автор не дал возможности выжить своему герою, ведь ранение не было тяжелым? Может быть ,потому что герой из интеллигентной, учительской семьи, по матери - потомок декабриста Фонвизина, человек с гуманным складом души, не смог вынести тяжести ежедневного и ежечасного лицезрения смерти. Может быть, потому что любимая, которая могла бы исцелить его душевную боль, была от него далеко ... Когда-то Борис , молодой, но уже "измятый войной", подавленный кровопролитием, сидя в хате, возле теплой печки, "впервые ощутил соблазн отъединения от мира и людей" и... испугался. И вот этот соблазн настигает его вновь, раненого, разлученного с любимой, и он больше не в силах противиться ему...
"Он остался один - посреди России". Но не навсегда - любимая нашла его, чтобы уже в скором времени соединиться с ним навеки...