Оценить:
 Рейтинг: 4.6

Инки. Быт, религия, культура

Год написания книги
2005
1 2 3 4 5 >>
На страницу:
1 из 5
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
Инки. Быт, религия, культура
Энн Кенделл

В книге Э.Кенделл «Инки» много места уделено быту, религии и структуре общественного устройства. На основе отчетов археологических экспедиций, используя богатый фольклор и записи испанских завоевателей, автор воссоздает образ жизни и культуру жителей огромной империи. Вы познакомитесь с уникальными принципами планировки, по которым талантливые зодчие этого древнего народа создавали города, строили дворцы и храмы.

Энн Кенделл

Инки. Быт, религия, культура

Моим родителям Элизабет и Кеннету Кэндалл, многие годы прожившим в Южной Америке

Предисловие

Империя инков, которая занимала в Южной Америке громадную территорию, простиравшуюся вдоль Андского хребта с северо-запада на юго-восток примерно на 3500 километров и около 320 километров в ширину, была открыта испанцами после того, как они уже покорили Мексику и большую часть Центральной Америки. Франсиско Писарро, испанский искатель приключений, впервые высадился там, где сегодня располагается государство Перу.

В 1532 г. Писарро с небольшим отрядом добрался до Кахамарки, где вместе со своим войском располагался лагерем инкский правитель Атауальпа. Коварством и бесчеловечной жестокостью Писарро сумел захватить Атауальпу в плен, сделал его заложником и таким образом получил власть над Империей инков.

После 1539 г., когда процесс завоевания окончательно завершился и первоначальное возбуждение при виде огромного количества золота и других сокровищ пошло на убыль, перед испанцами встала проблема управления огромной территорией, которой прежде правили инки и которую населяли, по примерным оценкам, около 7 миллионов человек. Было необходимо разузнать как можно больше о том, как устроено государство инков, каковы его ресурсы и какие налоги взимали правители – Инки[1 - Использование самого слова «инка» может стать причиной путаницы понятий: это название народа, чей вождь также зовется «Инка». Множественное число этого слова имеет более общий смысл, охватывая как аристократию, которая является инками по рождению, так и тех, кто стал «инками по привилегии». Таким образом, когда мы говорим о правителе Инке, то употребляем это слово в единственном числе, а в дальнейшем называем по имени или одним из его титулов – к примеру, Сапа Инка либо просто «император».].

У инков не было письменной истории, и они не составляли документов о своем государстве, которыми могли бы воспользоваться испанцы. Последним поэтому пришлось самим вести записи, основываясь на собственных наблюдениях и на сообщениях информаторов из местного населения. Эти сведения различались по достоверности, и позже хронистов подвергали критике за искажения информации, которую они интерпретировали в духе собственной культуры. Хотя достаточно трудно отделить исторические сведения от традиционных самооценок и представлений, однако картина повседневной жизни империи под властью инков, реконструированная позднейшими историками и современными учеными многих направлений, дает нам возможность оценить значение первоисточников.

Подлинные отчеты конкистадоров и миссионеров в целом рассматриваются как наиболее полезные и достоверные источники, в том числе сообщения, которые оставили самые первые из них: Мигуэль де Эстете, Педро Санчо де ла Ос, Франсиско де Херес. Аугустин де Сарате, который, хотя и писал с точки зрения второго поколения испанских перуанцев, получил информацию из первых рук – от компаньонов Писарро. Некоторые из наиболее широко известных документов-первоисточников, позже использовавшихся многими историками, оставили Педро Сиеса де Леон, Хуан де Бетансос, Хуан Поло де Ондеградо, Мартин де Муруа, Фернандо де Сантильян и Педро Сармьенто де Гамбоа. Написанный в XVII столетии труд Бернабе Кобо, стиль которого отличается сдержанностью и рассудительностью, считается одним из наиболее заслуживающих доверия. Три интереснейших, хотя не обязательно достоверных сочинения оставили хронисты-креолы и метисы: Гарсиласо де ла Вега и Хуан де Сантакрус Пачакути Ямки Салькамайгуа писали в начале XVII столетия, а в 1661 г. Фелипе Гуаман Пома де Айала создал увлекательную иллюстрированную хронику. Она содержит наиболее подробную информацию обо всех сторонах жизни инков, и для меня стала бесценным источником для создания ряда иллюстраций к этой книге. Существуют также тексты, содержащие полезную информацию главным образом о религии инков и их подданных, – самым ранним из них является отчет Кристобаля де Молины (Эль Кускеньо). Одними из наиболее ценных для исследователя источников информации сегодня являются архивы местных общин и отчеты испанских администраторов, которые до сих пор хранятся в национальных архивах и библиотеках.

Ко всему этому добавляется обилие информации, иногда противоречивой, которой богата «Культура инков», – авторитетный труд, созданный доктором Джоном Холандом Роувом в 1946 г. Более современная историческая интерпретация мира инков содержится в оригинальных трудах доктора Р.Т. Зуидемы, в его «Системе линий кеке в Куско», опубликованной в 1964 г. Несмотря на то что подход Зуидемы к рассмотрению раннеинкской истории вступает в конфликт с подходом Роува, он, однако, в основном не противоречит его точке зрения ни на позднюю историю империи, ни на структуру инкского общества, но стремится осветить и разъяснить определенные более сложные аспекты. Лучшему пониманию некоторых черт инкской культуры содействует и работа доктора Дж.В. Мурра.

Археология, хоть она и является основным инструментом при реконструировании культур доинкского периода и для определения пределов распространения инкского господства и влияния на территории Анд, все же отнюдь не всегда пригодна для эффективной оценки исторической и культурной информации, имеющейся в хрониках.

В тех случаях, когда нет надежды получить очевидные свидетельства из других источников, я полагаюсь на собственные полевые исследования.

Глава 1

Страна и ее история

Появление человека на американском континенте

Нет оснований предполагать, что Американский континент был населен людьми на стадии развития, предшествующей homo sapiens; появление человека в обеих Америках, по-видимому, произошло примерно за 25 тысяч лет до н. э.

Первыми пришельцами оказались кочевые охотники, принадлежащие к монголоидной расе. Они проникли на континент из Азии, когда в погоне за мамонтами и другими животными эпохи плейстоцена перешли Берингов пролив, который в течение ледникового периода представлял собой сухопутный мост, вместе с цепочкой Алеутских островов соединявший северо-восточную оконечность Азии и Северную Америку. В итоге они проложили путь на Аляску, а затем на юг через Канаду по обширным долинам ледникового происхождения. Возможно, ледяные поля у подножия Канадских гор в какие-то периоды перегораживали эту дорогу, и есть предположение, что она была блокирована между 23-м и 10-м тысячелетиями до н. э., так что до этого на тот берег перебрались относительно немногочисленные переселенцы, и основная миграция происходила уже после 10-го тысячелетия до н. э.

Рис. 1. Империя инков. Территория империи и северной половины Андских гор с указанием главных дорог и поселений

Достигнув успеха, небольшие группы людей медленно продвигались на юг, открывая охотничьи угодья огромного нового континента. До недавнего времени согласно заслуживающим доверия археологическим свидетельствам появление охотников эпохи плейстоцена в Калифорнии датировали 15-м тысячелетием до н. э., а на оконечности Южной Америки – 9-м тысячелетием, однако доктор Р.С. Мак-Нейш, возглавлявший программу археолого-ботанических исследований в Аякучо, предположил на основе полученных радиоуглеродных данных, что люди заселили территорию Анд уже 22 тысячи лет назад. Нет сомнений, что аналогичные более ранние данные вскоре будут получены и для Северной и Центральной Америки. Первые переселенцы пробрались на территорию Анд с севера на юг через горные и прибрежные области – где заросли джунглей были не столь густыми – и заселили территорию с чрезвычайно разнообразными условиями окружающей среды и климата, на которой позже воцарились инки.

В конце эпохи плейстоцена, к 9-му тысячелетию до н. э., в Северной Америке и чуть позже в Южной крупные животные стали вымирать. С их исчезновением охота перестала удовлетворять потребности человека, и он должен был научиться пополнять свой рацион из других источников. В результате около 5-го тысячелетия до н. э. в некоторых районах Мексики и на территории Анд (где способы добывания пищи уже предвосхищали развитие сельского хозяйства) развился более оседлый образ жизни, и с середины 3-го тысячелетия до н. э. благодаря более стабильным и многообразным пищевым ресурсам значительно возросла численность отдельных групп населения.

Географическое описание территории Анд

В этой книге описывается повседневная жизнь в государстве инков в тот период, когда инкская культура достигла наивысшего расцвета. Все свои силы инки сосредоточили на том, чтобы объединить страну и преодолеть трудности окружающей среды, используя технологии бронзового века. Для этого они внедряли строжайшие принципы общественной организации, которые воплощались в жизнь при помощи инкской административной иерархической системы. Должностные лица и чиновники всех уровней были инками, то есть они принадлежали к классу инков, который занимал место элиты, правящей аристократии в империи, где все подданные или простолюдины (общинники) были представителями покоренных народов, исключая местных вождей, кураков, которые образовали правящий класс второго уровня.

Развитие событий в Андском регионе, приведшее в конечном счете к господству инков, может стать понятнее после краткого рассмотрения географических характеристик этой земли. Мы будем рассматривать ту часть Южной Америки, которая находилась под управлением инков к концу XV в. и перед испанским завоеванием в 1532 г. Эта территория охватывает Перу, Эквадор, Боливию, северо-запад Аргентины и большую часть Чили к северу от реки Мауле. Столица инков, Куско, самое сердце страны, располагалась в перуанском высокогорье (см. рис. 1).

Эту территорию, которую одни инки были способны успешно объединить, можно подразделить на три основные географические зоны. Первая – это жаркая пустынная полоса на западе вдоль побережья Тихого океана. Прибрежные пустоши протянулись почти вдоль всей земли инков – кроме части Эквадора, где в эту полосу вторгаются джунгли, – становясь совершенно бесплодными в Чили, где они поднимаются до самого высокогорья. Климат этой зоны находится под влиянием холодного течения Гумбольдта, которое проходит вдоль побережья и вызывает туман, нависающий над пустыней, охлаждая ее большую часть года. Единственные дикорастущие растения в этой местности – те, которые произрастают в ломас (от исп. lomas – холмы), – живут за счет влаги, рассеянной в воздухе; некогда они обеспечивали средства к существованию ранних поселенцев доземледельческого периода. Фауна прибрежной пустыни скудна – в основном это ящерицы, лисы и степные совы. Там, где со склонов Анд сбегали и впадали в море реки, возникали крупные поселения. Жители побережья со временем научились создавать обширные ирригационные системы для орошения своих полей, используя горные потоки, а также устраивать пукиос (от исп. puquios – родники) – выкопанные до уровня грунтовых вод затопляемые ямы. Среди сельскохозяйственных культур, разводившихся на побережье, были хлопчатник, тыквы-горлянки, лимская фасоль, столовые тыквы, перец чили, арахис, гуайява, авокадо и маис.

Повсюду на территории Анд климат зависит не столько от высоты над уровнем моря, сколько от удаленности от экватора. Хотя туман образуется над всем побережьем, обычно дождей здесь не бывает. Влага удерживается в воздухе, а выпадает в горных районах – в виде незначительных осадков и интенсивных – в зоне джунглей (см. рис. 2).

Рис. 2. Схема поперечного разреза Анд с запада на восток с указанием природных и климатических условий

Вторая географическая зона, а именно нагорье, образована параллельными хребтами Анд, которые протянулись от Колумбии до Чили. Долины с более мягким климатом и несколько крупных водоемов в горах обеспечивали существование малых групп населения, живущих земледелием. Стада безгорбых верблюдов – альпаков, лам, гуанако и викуний – паслись на холодном высокогорном плато между ними – пуне. Разнообразные сельскохозяйственные культуры выращивали на различной высоте с незапамятных времен. Маис, перец чили и тыквы росли в низовьях и на склонах глубоких долин наряду с растениями, нуждающимися в более глубоком грунте, такими как картофель (яме), его разновидность ока и злак киноа (род лебеды), который мог произрастать и намного выше. Некоторые виды картофеля можно было выращивать на высоте до 4 тысяч метров над уровнем моря, но еще выше выживали только жесткая невысокая трава да кустарник, обеспечивая подножный корм местным животным из семейства верблюдов, которые снабжали население Анд шерстью и мясом. Часто связи между нижней и верхней экологическими зонами оказывались более тесными, чем между зонами на одном уровне, поскольку горы и плоскогорья образовывали естественные барьеры между укромными плодородными долинами и препятствовали свободному сообщению.

Характерной особенностью Андских нагорий является то, что некоторые реки здесь не имеют свободного стока к морю и образуют огромные соленые озера в котловинах, иногда весьма обширные. Самые большие из них пересохли, что в результате привело к образованию пустынь Северного Чили (пустыня Атакама), Западной Боливии и северо-запада Аргентины. Пример иного рода – озеро Титикака, являвшееся важным центром древней истории Анд. В горной местности существовала богатая фауна, в которую кроме диких безгорбых верблюдов входили андский олень, пума и вискача — большой съедобный грызун.

Третья зона, а именно джунгли, может быть поделена на две подзоны. Это промежуточная территория между нагорьями и собственно джунглями, называемая Монтанья, лесистые склоны Восточных Анд, окутанные туманом, и сельва — болотистые, кишащие насекомыми джунгли, прорезанные широкими реками с медленным течением, которые простираются до бассейна Амазонки. Этот лес вызывал у инков не меньший ужас, чем у нынешних путешественников, – до такой степени, что, по сообщению некоего хрониста, последний изгнанный вождь инков, когда испанцы, преследуя, загнали его в сельву, предпочел сдаться им, «чем погибнуть, съеденным обезьянами».

Однако именно в долинах Монтаньи и в сельве стали успешно разводить многие сельскохозяйственные культуры, в особенности овощи и фрукты. Инки организовали выращивание этих продуктов и обмен ими в широких масштабах, так же как и кокой (из листьев которой извлекается кокаин), маниокой и табаком, выращиваемыми в Монтанье и в относительно безопасной сельве к востоку и северо-востоку от Куско.

В Монтанье обитали олени, медведи, ягуары, а с понижением к сельве появлялась вся многообразная фауна тропического дождевого леса – тапиры, обезьяны, питоны, пекари.

Культуры доинкского периода на территории Анд

Наши знания о доинкских поселениях на территории Анд базируются почти полностью на археологических изысканиях. Недавние предварительные обобщения археолого-ботанического проекта «Аякучо» явились кульминацией десятилетних исследований американских, перуанских, французских и японских археологов. Подтвердилось мнение ботаников, что «многие растения, впервые освоенные на западе Южной Америки, в диком виде были свойственны горной местности и что их окультуривание, видимо, первоначально произошло в Перу», а также то, что некоторые растения были первоначально занесены в горные местности из сельвы. При раскопках в пещерах и на открытой местности, проведенных в долине Аякучо, обнаружены наглядные свидетельства последовательно сменявших друг друга культур с 20-го тысячелетия до н. э. по 1500 г. н. э. Грубые каменные инструменты, в том числе рубила, напоминающие инструменты, найденные в Азии, были обнаружены в нижних слоях раскопок в пещере Пикимачай (блоха). Совершенно иной тип каменной и костяной культуры, датируемой примерно 9-м тысячелетием до н. э., был обнаружен в пещере Йаямачай (перец), в том числе наконечники метательного оружия, используемого для охоты. Эта «культура двусторонних наконечников», как известно, встречается и в других раскопах на территории Анд, а также повсюду на Американском континенте.

Постепенно в течение периода 8-го – 5-го тысячелетий до н. э. активизировалось сезонное собирательство, а на побережье больше стали использоваться морские ресурсы. Окультуривание растений в горных местностях, вероятно, началось с середины 6-го тысячелетия до н. э. – с локальной культивации в глубоких долинах киноа, тыквы-горлянки и съедобной тыквы. Лама и морская свинка к тому времени могли быть уже одомашнены. Хлопчатник, примитивные виды маиса и нечто наподобие фасоли начали появляться в 4300 г. до н. э., а после 2000 г. до н. э. уже возделывались более совершенные сорта маиса и фасоли, а также, возможно, корнеплоды, такие как картофель.

На побережье люди чем дальше, тем больше пользовались ресурсами моря, тогда как ломас из-за изменения климата начали высыхать. Это привело к перемещению обжитых стойбищ к берегу, где в результате были основаны постоянные поселения. Земледелие возникло не только в качестве источника дополнительных пищевых ресурсов, оно обеспечивало также тыквами-горлянками и хлопком, которые использовались как вспомогательные средства при рыбной ловле – для сетей, поплавков и сосудов для хранения. Зарождение земледелия на перуанском побережье происходило в три основных этапа, которые можно выделить, проследив за возрастанием числа сельскохозяйственных культур, кульминацией чего явилось освоение маиса примерно в середине 2-го тысячелетия до н. э., а также за изменением типов жилищ. На севере Перу между 2000-м и 1500 гг. до н. э. для хранения стали использовать керамику, заменяя ею высушенные тыквы и корзины. По-видимому, керамические сосуды появились поначалу на территории Эквадора на рубеже 4-го и 3-го тысячелетий до н. э.

Эти события в сельском хозяйстве, а также одомашнивание лам и морских свинок имели место на последних стадиях докерамического периода. Появление керамики ознаменовывает начальный период (1800–900 гг. до н. э.), к которому относятся первые проявления социальной и религиозной организации в Перу, что ясно видно по сохранившимся архитектурным фрагментам тех времен.

Вслед за начальным периодом, в раннем горизонте[2 - В археологии – этнокультурная общность, охватывающая определенную территорию в продолжение инкского временного периода.] (900–200 гг. до н. э.) некоторая унификация представлений о мире отразилась в широком распространении сходных мотивов в оформлении гончарных изделий – это так называемый стиль чавин. Чавин-де-Уантар, образцовая постройка в Кальехон-де-Уайлас, был самым значительным среди многочисленных храмовых комплексов раннего горизонта. Главный храм на этой территории, очевидно, несколько раз перестраивался в течение исторического периода; вероятно, его существование обеспечивали многочисленные окружающие сельскохозяйственные поселения. Каменные плиты служили в качестве карнизов, оконных и дверных перемычек, консолей, стел и обелисков. Храмовую утварь из камня, кости и раковин украшали разнообразные искусно выполненные культовые изображения. Влияние стиля чавин заметно повсюду – с севера до южных побережий и центральных горных районов, но пока еще нет свидетельств того, что эта религиозная экспансия имела соответствующее военное подкрепление, хотя ее упадок в конце периода совпал по времени с повсеместным возрастанием милитаристской активности в Перу.

После раннего горизонта начался длительный период регионального развития и технологических экспериментов (200–600 гг. н. э.), в течение которого расцвели и создали свои знаменитые стили керамики культуры мочика (северное побережье) и наска (южное побережье).

Средний горизонт (600–1000 гг. н. э.) – эпоха господства крупных городских поселений. Город Тиауанако на берегу озера Титикака в Боливии был центром важного религиозного культа, главное божество которого было изображено на гигантских монолитных каменных воротах.

Уари, в южных нагорьях Перу, был, по-видимому, столицей милитаристской империи, которая распространила религию Тиауанако на большую часть территории Перу и позже вошла в более обширную Империю инков. Правящая верхушка Уари, очевидно, оказалась неспособна успешно управлять одновременно и прибрежными, и горными районами, которые подчинила.

После заката религиозного культа Тиауанако и падения крупных городов-центров последовал еще один промежуточный период, в течение которого местные стили и культуры вновь заняли подобающее им место. Произошел возврат к маленьким изолированным поселениям на южных нагорьях, а позже, в инкский период, малые города стали строиться повсеместно на территории Анд.

Только народ чиму строил настоящие городские центры, обнаруженные после среднего горизонта, и самым значительным из них была столица чиму Чан-Чан, расположенная на северном побережье Перу. Этот полис построен незадолго до инкского периода, он занимал площадь около 28 квадратных километров. Считается, что чиму создали могущественное государство, когда инки только начинали строить свою империю, и дали определенный импульс развитию инкской культуры.

Происхождение и история племени инков

В течение позднего промежуточного периода (1000–1483 гг.) малые племена – предшественники инков – обитали в районе Куско. Инки были всего лишь одной из многочисленных местных групп населения. Несмотря на то что сведения о хронологии и развитии региона Куско неполны, в стилях местной керамики можно распознать некоторые из основных стадий перуанской археологии. Свидетельства влияния Уари обнаружены на самом юге долины, в Пикильакте, приблизительно в 30 километрах южнее Куско. Однако в районе самого Куско нет следов архитектуры или керамики Уари. Предполагается, что в среднем горизонте он не был постоянно населен. Основной стиль гончарных изделий, распространенный в период, предшествующий эпохе Империи инков, в целом называется кильке, и разновидности этого стиля встречаются повсюду между Сан-Педро-де-Кача и Мачу-Пикчу. Местное происхождение инков доказывается тем, что стиль кильке сродни характерному стилю инков периода их империи.

На холмах были найдены частично сохранившиеся сооружения – поселения позднего промежуточного периода, в которых просматривается некоторая попытка придерживаться общего плана. Для этого периода характерны круглые и квадратные строения, мало схожие с домами Пикильакты. Испанские завоеватели слышали от инков, что до того, как те стали господствовать, народы сьерры (гор) были очень разнообразны и неорганизованы и селились в труднодоступных местах, потому что постоянно находились в состоянии войны друг с другом.

Письменные сообщения о раннем периоде правления инков – примерно между 1200-м и 1438 гг. – представляют собой весьма недостоверные исторические свидетельства. Этот период охватывает время от основания династии инков и вплоть до 1438 г., когда Империя инков уже оказалась самым значительным государством в Андах.

В мифах о происхождении говорится, что инки первоначально состояли из трех исходных родовых групп, объединенных под водительством Манко Капака, легендарного основателя династии. Эти мифы повествуют о том, как инки искали плодородную землю и нашли ее в долине Куско и как осваивались на этой земле.

По прибытии в Куско инки столкнулись с сопротивлением и были вынуждены обосноваться поблизости, пока не отвоевали участок, где позже построили прославленный храм Солнца, Кориканча. Власть Манко Капака распространялась только на коренных уроженцев местности Куско. Второй и третий после него вожди инков, Синчи Рока и Льоке Юпанки, имели репутацию миролюбцев, тогда как четвертый, Майта Капак, возбудил к себе неприязнь, и в результате поднялось восстание среди жителей самого Куско.
1 2 3 4 5 >>
На страницу:
1 из 5