Оценить:
 Рейтинг: 4.5

Нравственные правила

Год написания книги
2011
1 2 3 4 >>
На страницу:
1 из 4
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
Нравственные правила
Василий Великий

«Нравственные правила» представляют собой подборку цитат из Священного Писания на определенную тему – главные и общеобязательные нормы жизни христианина. Эти правила являют собой фундамент христианской жизни, первые и необходимые ступени на пути спасения и совершенствования. Библейские цитаты в данном издании приводятся на русском языке по Синодальному переводу.

Предлагаемая читателю книга предназначается для самого широкого круга читателей – и только начинающих знакомиться с учением Церкви, и даже и не знакомых с ним.

Святитель Василий Великий

Нравственные правила

От редакции

Предлагаемая читателю книга предназначается для самого широкого круга читателей – и только начинающих знакомиться с учением Церкви, и даже и не знакомых с ним. Она содержит в себе небольшое по объему, но яркое и поучительное нравственно-назидательное творение знаменитого отца Церкви – святителя Василия Великого (330–379), архиепископа Кесарии Каппадокийской. Этот святой IV века был почитаем не только на греческом Востоке, но и на Западе и также, конечно, на Руси, свидетельством чего являются храмы, построенные в его честь.

Предмет этой книги – христианская нравственность и «азы» науки спасения: Божественные заповеди, их понимание и исполнение, цель христианской жизни, то есть все то, что выражено кратко в двух самых главных заповедях Христа Спасителя: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22:37–40). И хотя излагаемые истины просты по своей формулировке и доступны всем и в том числе людям, даже и не владеющим грамотой, однако исполнение на деле этих «нравственных правил» отнюдь не просто, так что и целой жизни вряд ли хватит для их полного и совершенного осуществления, а если кто и приблизится к этому, то такой человек по праву будет именоваться спасенным, блаженным и святым.

«Нравственные правила» представляют собой подборку цитат из Священного Писания на тему того, какие нормы жизни христианина на его пути ко спасению главные и общеобязательные. И эти нормы неизменны – они не зависят ни от эпохи, ни от национальности человека и т. п. «Нравственные правила» Василия Великого показывают, что обязательно требуется от всякого христианина, не важно кто он – оглашенный, мирянин, монах или священнослужитель, мужчина или женщина, юноша или старец.

Текст «Нравственных правил» приводится по изданию: Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения: в 2 т. Т. 2. Аскетические творения. Письма. М.: Сибирская Благо-звонница, 2009. (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 4). С. 19–101.

Редакция надеется, что эта книга станет для отечественных читателей источником познания духовного света Христовой истины.

Правило 1

О покаянии, о времени покаяния, о свойствах и о плодах его

Глава 1. Верующие в Господа должны прежде всего покаяться, по проповеди Иоанновой и по проповеди Самого Господа нашего Иисуса Христа. Ибо те, которые ныне не каются, осуждены будут более осужденных прежде Евангелия.

С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17). Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам (Мф. 11:20–22), и прочее.

Глава 2. Настоящее время есть время покаяния и отпущения грехов, а в будущем веке праведный суд воздаяния.

Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи [как Он Сам] говорит (Мк. 2:10). Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного (Мф. 18:18–19). Ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения (Ин. 5:28–29). Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его (Рим. 2:4–6). Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную (Деян. 17:30–31).

Глава 3. Кающиеся должны горько плакать и прочее, что свойственно покаянию, изъявлять от сердца.

И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько (Мф. 26:75). Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался (2 Кор. 7:6–7). И вскоре потом: Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование [на виновного], какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле (2 Кор. 7:11). Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед ними (ср. Деян. 19:18–19).

Глава 4. Кающимся недостаточно ко спасению одно удаление от грехов, но потребны им и плоды, достойные покаяния.

Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф. 3:7-10).

Глава 5. По отшествии из сей жизни нет уже времени для добрых дел; потому что Бог, по долготерпению Своему, время настоящей жизни определил на делание нужного для угождения Богу.

Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как же-них замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас (Мф. 25:1-12). Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы (Лк. 13:24–25). Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божий (2 Кор. 6:2–4). Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал. 6:10).

Правило 2

О том, что тщание желающих благоугодить Богу должно быть ни с чем противным не соединяемо и чисто

Глава 1. Участвующий в делах, чуждых благочестию, не в состоянии будет служить Богу.

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6:24). Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? (2 Кор. 6:14–16).

Глава 2. Вступивший в послушание Евангелию должен прежде всего очистить себя от всякой скверны плоти и духа, чтобы чрез это соделаться благоприятным Богу в делах святыни.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и невоздержанности. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их! (Мф. 23:25–26). Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор. 7:1).

Глава 3. Не может стать учеником Господним, кто пристрастен к чему-нибудь настоящему или терпит при себе что-либо хотя бы мало отвлекающее от Божией заповеди.

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10:37–38), если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее (Мф. 16:24–25).

Правило 3

О любви к Богу и о том, какой ее признак

Глава 1. По засвидетельствованию Господа, первая и большая заповедь в Законе – любить Бога всем сердцем, а вторая – любить ближнего, как себя самого.

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22:37–39; ср. Мк. 12:29–31).

Глава 2. Не соблюдать заповедей Христовых значит не любить Бога и Христа Его; а признак любви – соблюдение заповедей Христовых в терпении страданий Христовых, даже до смерти.

Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин. 14:21, 24). Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви (Ин. 15:10). Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? За Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, [обреченных] на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас (Рим. 8:35–37) и прочее.

Правило 4

Что такое – честь Богу и что – бесчестие

Чтит и прославляет Бога, кто исполняет волю Его; а бесчестит Бога, кто преступает закон Его.

Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить (Ин. 17:4). Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:16). Чтобы вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию (ср. Флп. 1:10–11). Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? (Рим. 2:23).

Правило 5

О взаимной любви друг к другу и о свойствах ее

Глава 1. Очистившись от всякой ко всем ненависти, должно любить и врагов, а за друзей, когда потребует сего нужда, полагать душу, имея такую же любовь, какую возымел к нам Бог и Христос Его.

Вы слышали, что сказано древним: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших (Мф. 5:43–44). И вскоре потом: Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48). Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (Ин. 3:16). Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:12–13). И будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:35–36). Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим. 5:8). Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу (Еф. 5:1, 2).

Глава 2. Признак учеников Христовых – взаимная друг к другу любовь во Христе.

По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:35).

Глава 3. Сделать какой-либо вред ближнему или оскорбить его к ущербу веры, хотя бы поступок по особенной какой причине дозволяем был Писанием, значит не иметь Христовой любви к ближнему.

Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер (Рим. 14:15).

Глава 4. Христианин, по мере сил, всеми способами должен смягчать того, кто огорчен против него.
1 2 3 4 >>
На страницу:
1 из 4