Айседора Дункан

Айседора Дункан (англ. Isadora Duncan, 1877—1927 урождённая Dora Angela Duncan) — американская танцовщица, считается основоположницей свободного танца — предтечи танца модерн. Использовала древнегреческую пластику, хитон вместо балетного костюма, танцевала босиком. В 1921—1924 жила в России, организовала студию в Москве. Жена Сергея Есенина.
Дора Анджела Дункан родилась 27 мая 1877 на улице Гири в Сан-Франциско (Калифорния, США). В 1922 г. вышла замуж за Сергея Есенина и приняла российское гражданство. В 1924 г. вернулась в США.
Тень трагедии стояла за спиной этой талантливой женщины: в 1913 году двое её детей утонули вместе с няней; сама Дункан погибла в Ницце, задушенная собственным шарфом, намотавшимся на колесо открытого автомобиля, в котором она ехала. Её последние слова: «Прощайте, друзья! Я иду к славе». Похоронена на кладбище Пер-Лашез.
Дункан не была просто артисткой и танцовщицей. Её стремления шли намного дальше простого совершенствования исполнительского мастерства. Она, как и её единомышленницы, мечтала о создании нового человека, для которого танец будет более чем естественным делом. Особое влияние на Дункан, как и на все её поколение, оказал Ницше. В ответ на его философию, Дункан написала книгу «Танец будущего». Как Заратустра у Ницше, люди, описанные в книге, видели себя пророками будущего; это будущее они воображали в радужных тонах.
Дункан писала, что новая женщина будет иметь больший интеллектуально-физический уровень. Она танцевала так, как сама же придумала — босой, без лифа и трико. Её повседневная одежда также была весьма свободной для своего времени — этим она значительно повлияла на моду своего периода. Не заключая официальных браков, Дункан воспитывала и своих, и удочерённых ею детей. Дункан писала: «Если моё искусство символично, то символ этот — только один: свобода женщины и эмансипация её от закосневших условностей, которые лежат в основе пуританства». Своим танцем она восстанавливала гармонию души и тела. Работа Дункан была оценена, современники поверили в то, что она — провозвестница будушего.
Дункан называли гениальной, сравнивали со «родоначальниками новых эпох и стилей». Критик А. А. Сидоров считал, что Айседора Дункан перевернула и танец, и повседневность.
Дункан несколько раз приезжала в Россию. Впервые это произошло в начале 1905 года. Её выступления состоялись в январские дни после Кровавого воскресенья. Своим танцем Дункан вселяла в публику радость, что было очень важно в то время. И питерская интеллигенция это оценила; о ней хорошо отзывался Андрей Белый и другие. В России у неё нашлись последователи — «пластички», или «босоножки». Особо талантливые из них — Л. Н. Алексеева, С. Д. Руднева — создали собственные студии пластики и музыкального движения. В 1921 г. Дункан открыла в России свою школу, просуществовавшую до конца 1940-х гг.

Произведения автора 5

Только полные версии книг

Великие биографии

электронная книга
3.6
Год написания книги 2014
Страстный, яркий и короткий брак американской танцовщицы Айседоры Дункан и русского поэта Сергея Есенина до сих пор вызывает немало вопросов. Почему двух таких разных людей тянуло друг другу? Как эта...
аудиокнига
3.67
Год написания книги 2014
«Айседора гладит поэта по льняным кудрям и нежно говорит одно из немногих знакомых ей русских слов: „Ангель“. Потом, заглянув ему в глаза, добавляет: „Чиорт!“ Страстный, яркий и короткий брак...

РОМАНЫ и ПОВЕСТИ

аудиокнига
4.67
Год написания книги 1992
Айседора Дункан – жена С.А. Есенина, американская танцовщица, одна из основоположниц школы танца «модерн», основательница хореографической школы в Москве. "Моя жизнь" – автобиографический роман о...
электронная книга
3.5
Год написания книги 2014
Страстный, яркий и короткий брак американской танцовщицы Айседоры Дункан и русского поэта Сергея Есенина до сих пор вызывает немало вопросов. Почему двух таких разных людей тянуло друг другу? Как эта...
электронная книга
3.5
Год написания книги 2008
В этой книге неповторимая Айседора Дункан рассказывает о себе, о конце XIX века – времени рождения нового, изменения привычных форм. Она смело ломала признанные каноны рафинированного искусства...