Оценить:
 Рейтинг: 4.5

Иметь или быть?

Книга, которая никогда не утратит своей актуальности. Что важнее: обладание предметами материальной культуры или осмысленное бытие, когда человек осознает и наслаждается каждым мигом быстротекущей жизни? В своей работе «Иметь или быть?» Фромм очень ясно и подробно исследует причины формирования отношений по принципу «Ты мне – я тебе» и наглядно демонстрирует, к чему это в конечном итоге приводит.

В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
На сайте электронной библиотеки Litportal вы можете скачать книгу Иметь или быть? в формате fb2, rtf, pdf, txt, epub. У нас можно прочитать отзывы и рецензии о этом произведении.

Читать онлайн

Помогите, пожалуйста, другим читателям нашего сайта, оставьте отзыв или рецензию о прочитанной книге.


Спасибо! Ваш отзыв был отправлен на модерацию.

Отзывы о книге Иметь или быть?

liliandr
22.03.2007 21:02
Zdravstvujte!Izvinite za bespokojstvo, no u menya ne polu4aetsya bol'we 4itat' vawi knigi: tekst ne otkryvaetsya:(((Ran'we vse bylo xorowo, a sej4as - ne mogu ponyat' 4to slu4ilos':(((((.Ya bez knig tut umirau v chuzhoj strane...POMOGITE,POZHALUJSTA!!!!
serz_komarovv
Отзыв с LiveLib от 20 сентября 2022 г., 10:04
Есть ли разница между обладанием и бытием?Живём ли в гуще событий главного или последнем эксперименте Земли?Должна ли и может ли идеология масс поменять общественное мироустройство?Я долго откладывал знакомство с Фроммом, жена на меня странно «косилась» и говорила, чтоб слушал его сам. Она уже «наизучалась» его в университете. Долго я не понимал такого предвзятого отношения, сейчас понял.ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ – это не философия, это идеология!Давайте пробежимся по аргументации:– Изначально ИМЕТЬ и БЫТЬ стали сильно обособлены, 2 разные категории, без права другого мнения. Ты или живёшь с мировоззрением ИМЕТЬ, капиталист проклятый. Или ты живёшь с установкой БЫТЬ, буддист чуть менее проклятый. Полутонов нет.– Потребление – это культурный релятивизм? Правда? То есть потреблять ресурсы чисто культурная особенность и дай нам новую среду – мы избавимся от отголоска одного из самых сильных инстинктивных посылов? Слабоватые аргументы не закончились, а только начались.– Отсылка на священные писания, Евангелия и тому подобное. В ХХ веке? Если бы период жизни Фромма пересекался с Сократом или хотя бы Юмом, то вопросов бы не было.– Думаете это всё? Отсылка к стихам. Можно здесь не комментировать?– После стихов отсылка на лингвистику и разбор слова на составные части выглядит научно доказанным, но всё равно не является таковым.– Под конец книги всё упирается в установку «БОЛЬНОЙ ЧЕЛОВЕК – БОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО». К этому моменту у меня закончились все приличные мысли по поводу этой книги.ИТОГ: всё скатывается в обычную демагогию, которой не пренебрегают инфантильные люди и стыдятся образованные мужи прошлого века.И лучше бы стыдился и Фромм. Фромм хоть и не является мессией, но он внёс свой «непоправимый» вклад в общественное сознание. Сейчас, в 2022 это видно.К примеру, бредовая во всех отношениях идея перенаселения, обычно это относится к РФ. Сибирь и Восток наоборот осваивать надо.Примеров много, таких как голод и какая-то нехватка, но мы из раза в раз видим, что эта проблема преувеличена. Да, голодает много людей, но через границу санкционное продовольствие давят трактором. Проблема не в голоде, а в безразличных людях.ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ – идеологическая зарисовка одной преувеличенной идеи. Есть ли в ней здравый смысл? Отчасти, но другую часть вы можете понять неправильно.Я сильно скептичен, чтобы верить в идеологическую литературу.И мне не могло везти с книгами и авторами вечно. Почитал, поскольку просто "модно", видимо и оценки складываются от этого же. Я же вам её не рекомендую.
Aleksandra_fox
Отзыв с LiveLib от 22 января 2017 г., 21:34
В этом году решила дать себе установку читать как можно больше нон-фикшн литературы.. Мне нравится, что такие книги вызывают у меня активный процесс мышления. За эту книгу я взялась потому, что давно хотела познакомиться с работами Фромма (хоть и первую книгу хотела у него прочитать другую), но не суть важно, я всё таки прочитала его первую работу и хочу поделиться своим мнением.Это труд, действительно основательный и монументальный, основанный на проведенных Фроммом исследованиях и множественных сопоставлениях с другими научными работами философов, учёных, просветителей. Автор очень подробно и глубоко показывает нам колоссальные различия в установках на "иметь" - потреблять и "быть" - существовать в гармонии с окружающим миром и людьми. В простых словах очень трудно выразить, но хочу написать только одно - Фромм действительно прав про всех нас и наше потребительское общество. То к чему мы идём - это крах, экономическая деградация и катастрофа, которая уже началась..просто мы не придаём этому значения.
Книга очень поражает! Но мне она скорее не открыла глаза на наш с вами мир, а понятным языком объяснила и показала почему важно уйти от современной потребительской модели поведения и стать на путь "бытия".
Важно очень чётко понимать, что у каждого из нас есть свои соображения по поводу этой темы и подходить к её прочтения нужно не слепо "доверяясь" автору, а пропуская текст через себя и обдумывая каждое предложение..Лично я нашла в книге огромное количество полезных мыслей и размышлений о таких концепциях, как "иметь" и "быть". НО вместе с тем, я к сожалению не нашла в книге адекватных примеров для применения концепции "бытия". Как обычный человек, который живёт в кибернетическом мире может жить по концепции "быть"? Как это можно реализовать в системе, заложником которой мы все с вами являемся? Фромм и сам утверждает, что система очень сильно влияет на нас, более того она нас удерживает в тех рамках, в которых ей выгодно. Не говоря уже о СМИ и каждодневному информационному спаму..
Опять же, это почти невозможно без перестройки самой системы, которая не сможет осуществится без вмешательства большинства населения (протесты, бунты, перевороты и т.д) ..Но каждый новый переворот это не обязательно гарантия улучшений. Либо коренные изменения возможны лишь в том случае, когда по факту уже случится глобальная беда всего человечества. В конце автор очень утопично, но как мне кажется, нереально описал институции, которые он предлагает заменить на противоположные бюрократическим аппаратам сегодняшнего времени. Например, создание Верховного совета по вопросам культуры, который будет весьма субъективным органом и не понятно, как будет возможно оценивать деятелей (его членов), как выбирать, кто достоин в нём быть? Следующая идея - создание комитета по, скажем так, фильтрации научных исследований и "блокировки" потенциально опасных внедрений и технологий. Полезно, важно...НО нереально воплотить в жизнь. К сожалению, человек всегда будет стремиться улучшить, упростить процессы связанные с жизнеобеспечением. Невозможно поставить барьеры на пути к развитию человечества, развитие естественный процесс для человечества. Другое дело, когда эти инновации будут способствовать процветанию и гармонии нас всех, ориентированных на бытие, тогда вполне целесообразно создание такого комитета. Но если все люди стремятся "быть", а не потреблять, исчезнет потребность в угрозе злоупотребления новыми технологиями. И в частности, в функционировании данного комитета.Вывод (лично мой): человеку необходимо основательно пересмотреть теперешнюю систему ценностей и ориентиров. Мы должны осознать, что глобальная катастрофа неизбежна и только мы сможем на неё повлиять - совместными усилиями. Что касается изменений, то их могут сделать только люди - мы сами творцы своей истории и будущего для наших потомков. Поэтому начинать изменения нужно только с себя!
Никто не сможет навязать вам, то, что вы не воспринимаете, не поддерживаете и выбор касательно ваших убеждений только лично ваш. Нам и правда стоит переосмыслить теперешнюю систему, которая формирует нас как потребителей и пользователей, но не даёт нам развиваться гармонично с природой. Осознать, что мы по сути сами убиваем себя, не на кого больше перекладывать вину. Время покажет к чему мы все придём..очень печально если мы так и не поймёт в чём же была наша ошибка.
lovely_reading
Отзыв с LiveLib от 27 января 2019 г., 21:27
Иногда книги, которые мы выбираем, так точно приходятся именно в этот момент. Будто она попала к тебе в руки сейчас не просто так. И это именно тот случай!

Недавно рука потянулась к эксклюзивной классике, без ясного представления о желанной к прочтению книге. Как-то машинально выбрала Эриха Фромма, а затем ещё и поняла, что тематика книги точно олицетворяет мои размышления и переосмысления на данный момент. И она помогла мне разобраться в этом вопросе и закрепиться во мнении.

Честно говоря, в определенный период я немного сбилась с курса, бессознательно считая важными вещи, которые таковыми совсем не являются. К осознанию этого я пришла сама, а книга заставила ещё больше поразмыслить.

В одних обществах центральное место занимает личность, а в других все внимание отдаётся вещам. Последний вариант - самый распространённый на данный момент, к сожалению. В современное время мы все чаще заменяем действия и ощущения на обладание: «у меня есть проблема» вместо «я обеспокоен» и т.д. Поэтому книга невероятно актуальна.

Эрих Фромм связывает развитие понятия «иметь» с возникновением частной собственности, поднимает вопрос равномерности распределения доходов, приводит точки зрения самых разных мыслителей к вопросу об обладании и бытие. Тем не менее, информация подаётся очень доступно, читается легко☺️

Каждый из нас должен осознавать, что действительно важно, а что второстепенно. И вещи на первом месте быть не могут.Человек должен думать не столько о том, что он должен делать, сколько о том, что он собой представляет и каким ему надо быть.
Karusattva
Отзыв с LiveLib от 10 апреля 2022 г., 15:48
Все мы любим прогнозы, все мы просто обожаем строить гипотезы по поводу того , что нас ждёт в будущем. Но, как говорится, человек лишь предлагает.Но надо отдать должное Фромму, это отличная попытка заглянуть в будущее. Но вот что хочется сказать.  Все никак не дотягивает у меня Фромм до пятерочки. И вот почему. Я понимаю, что проблема моих ожиданий - это моя проблема. Но все же. Я все ожидаю от Фромма более взгляда на проблему с точки зрения именно психоанализа. Что он будет рассматривать примеры из своей практики. Но все сводится к структурированию информации из разных источников. С другой стороны, наверное, в этом и заключается работа социолога. Но тем не менее при чтении книг Фромма остаётся впечатление, что у автора нет своего четкого мнения. Но такая позиция - это ведь то же позиция, типа хорошо поставленный вопрос важнее ответа.Вот когда он говорит о психоанализе, о своих там патриархально-матриархальных делах, тогда действительно становится очень интересно. Но в большей части книги ловишь себя на мыслях: вот это я уже где-то слышал, у кого-то читал... Такая, нехватка уникального мнения. Но это лишь мой субъективный опыт.Что касается непосредственно материала. Вот Фромм правильно говорил, что в мире сегодня существует лишь две модели государственности: тоталитарная с эксплуатацией народа, и демократическая. И по сути центральный вопрос книги звучит так: не пора ли нам найти уже новую форму государственности? Ибо первая себя изжила, вторая переживает серьезный кризис. И вот с этим вопросом, правильно поставленным Фроммом, я полностью согласен.Только вот из этой же книги читается, что Фромм опять же предлагает решать этот вопрос в политическом контексте. Иными словами - политиками.Мне же понравилась другая точка зрения, вычитанная мной из другой книги , о том, что современные политики уже совершенно утратили суть того, что происходит в мире и в какую сторону хотят развиваться земляне. Люди может хотят свободы действий, а не следовать политическим лозунгам. Все что могут делать нынешнин политики - это постоянное перераспределение ресурсов. Они толком не понимают, как например работает бизнес, который формирует экономику, а значит политики вообще не понимают экономику. Придумывают какие-то искусственные законы, не отвечающие интересам бизнеса, а значит и экономике. Я считаю, что бизнес сам в состоянии писать для себя законы, только сами деловые люди понимают как работает экономика и какие законы ей нужны То же самое можно сказать о науке, у которой практически связаны руки теми же политиками. И образование. Да какой сферы не коснись, везде политики считают себя праведными, считают, что они праведнее учёных, учителей и тд.И вот та точка зрения говорит, что все эти институты: бизнес, наука, образование, - все они вполне могут выстраивать отношения с обществом без политического посредничества. Они могут быть самостоятельными.Политики разумеется этого и боятся. В экономической терминологии это называется страх созидательного разрушения, когда общество уже готово к строительству чего-то нового, но властьимущие боятся что это новое разрушит старое, что их кормит.Именно поэтому та модель гуманистического мира, о которой мечтал Эрих Фромм, возможно так и  останется мечтой.И, возможно конечно я такой же мечтатель как Фромм, но я бы первым делом сделал вот что. Это конечно не быстро, но эволюционно. Я бы не то, чтобы запретил политикам бизнесом заниматься, а наоборот разрешил, да ещё и в обязательном порядке. Чтобы политика не была профессией как таковой, а лишь придатком к основной профессии. Ведь изначально так и было. В локальные власти выбирались люди из ремесленников, и они не бросали свою работу, и так оставались непосредственно в народе. Но современные политики хоть и выходят из народа, быстро теряют с ним связь, так как бросают свое поле деятельности и уходят с головой в политические иллюзии.Так мы убиваем аж сразу пять зайцев! 1. Политики остаются при народе и становятся эффективнее. 2. Постепенно политика как класс нивелируется. 3. Мы избегаем революций. 4. Политикам не угрожает страх созидательного разрушения, так как они остаются при деле. 5. Политики честно зарабатывают свой хлеб.Во размечтался! ))) Но тем не менее к таким размышлениям меня привела эта книга. Она написана ведь именно в таком формате, мыслительном, потому то Фромма и называют социологом от философии. И его книги действительно располагают к глубоким размышлениям. Классный мужик был!Последняя мысль: не смотря на то, что я описал в первой части рецензии, все равно Фромм не отпускает, все равно есть мотивация читать его ещё. Наверно как раз из за того, что книги его располагают к такой вот трансформации читателя.

Другой формат