Оценить:
 Рейтинг: 0

Построение учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузе

Год написания книги
2009
1 2 3 4 5 ... 8 >>
На страницу:
1 из 8
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
Построение учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузе
Эдуард Сакун

Построение учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузе – 208 с.

Составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта профессионального образования и типовой программы по дисциплине «Физическое воспитание» для всех специальностей.

В пособии в простой и доступной форме раскрыты методы, с помощью которых можно оптимизировать учебный процесс по физическому воспитанию.

Предназначено для студентов и преподавателей вузов.

Эдуард Иванович Сакун

Построение учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузе

Введение

При составлении данного учебного пособия перед автором была поставлена определенная цель – диалектически проследить ход учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузе и разложить его на составные части (блоки) с учетом особенностей процесса физического развития. Осуществить подобное деление представилось возможным посредством комплексного анализа учебного процесса, необходимого при создании универсальной системы планирования учебной деятельности студентов.

Анализ учебного процесса проводился с учетом целого ряда аспектов, на основе определения особенностей физического и психического развития студента как самостоятельной личности, при условии взаимодействия с окружающей средой и обществом. Студент рассматривался во всех проявлениях его сущности, во взаимоотношениях с окружающим миром при активном участии в процессе обучения и процессе преобразования мира.

Именно на основе подобного анализа была составлена учебная программа для данной дисциплины (1994 год). Учебная программа по физическому воспитанию студентов вузов, вышедшая в 1994 г., определяет для данной дисциплины новые задачи, цели и средства достижения студентами положительных результатов.

Особое внимание уделяется воспитательным моментам, объектом учебного процесса становится гармоничная личность, духовное развитие рассматривается как неотъемлемая часть воспитания студента, что делает понятие физического воспитания более емким. В данной работе приводится план построения учебного процесса по физическому воспитанию студента на основе учебной программы 1994 года с учетом всех аспектов учебной деятельности (познавательной и практической), влияющих на развитие и формирование активной личности.

Целью физического воспитания является не только укрепление здоровья, развитие физических способностей человека, но и формирование его морального облика. В данном учебном пособии приводится и разъясняется программа по физическому воспитанию студентов с учетом полного комплекса требований к построению учебного процесса по данной дисциплине в высших учебных заведениях.

Глава 1

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

Цель физического воспитания в вузе – формирование физической культуры личности.

Задачи физического воспитания

1. Понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности.

2. Знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни.

3. Формирование мотивационно-целостного отношения к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физического самосовершенствования и самовоспитания, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

4. Овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре.

5. Обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии.

6. Приобретение опыта творческого использования физ-культурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Глава 2

ПОСТРОЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Задача нашего исследования состоит в том, чтобы на основе новой учебной программы (1994 г.) и на результатах эксперимента, проведенного нами в 1994/1996 учебных годах, выработать единое направление учебного процесса по его совершенствованию и оптимизации.

Учебный процесс в целом, по нашему убеждению, целесообразно строить, опираясь на структуру управления. Его эффективность во многом зависит от факторов, тесно связанных между собой, а именно:

1) от организации планирования и управления как всем учебным процессом, так и процессом познавательной деятельности;

2) от регулирования, контроля и корректирования всего учебного процесса и процесса познавательной деятельности. Каждый вид учебной деятельности и подготовленности студентов выполняет определенные функции, которые имеют, в принципе, единую цель и построены по общей схеме: планирование – управление – регулирование – контроль – корректирование (рис. 1).

Для более разумного управления учебным процессом в целом и процессом познавательной деятельности в частности мы посчитали наиболее целесообразным применить системно-структурный подход, основные задачи которого состоят в разработке методов исследования, в создании различных систем, а также в построении разных моделей систем и их структур.

И. Кант писал: «Именно от структуры системы главным образом и зависят суждения о ее единстве и основательности».

Рис. 1. Схема управления учебным процессом

Разработанная нами система учебного процесса опирается на структурный подход. Структура учебного процесса, представленная учебной рабочей программой, состоит из трех разделов и трех подразделов.

1. Теоретический раздел (курс лекций).

2. Практический раздел (методико-практические и учебно-тренировочные занятия).

3. Контроль.

Каждый раздел содержит определенное количество модулей обучения и моделей подготовленности, которые зависят от задач и курса обучения. Например, теоретический раздел I–II курсов содержит по два модуля и четыре темы, III–IV курсов – по одному модулю и одной теме. Методико-прак-тический подраздел I–II курсов – по шесть модулей и шесть тем, III–IV курсов – по три модуля и три темы. Учебно-тренировочный подраздел включает в себя также шесть модулей на I–II курсах и три модуля – на III–IV курсах. Теоретический раздел представляет собой цикл лекций. Методико-прак-тический подраздел – проведение методико-практических занятий по разработанному нами методическому пособию, а также ведение дневника самоконтроля студента, в который заносятся результаты показателей физического развития, построенные графически, и результаты контрольных тестов по видам подготовленности, построенных с учетом динамики развития их поэтапно и по годам обучения. Учебно-тренировочный подраздел построен аналогично предыдущим по системе модулей, но его модули состоят из модулей физического развития и моделей по различным видам подготовленности. В содержание данного подраздела входит разработанная нами программа по углубленной физической подготовке студентов. Контроль предполагает сдачу зачетов по темам обучения, контрольных нормативов и тестирование, а также занятия в форме семинаров, диспутов-дискуссий, межэтапную и поэтапную корректировку уровней подготовленности студентов.

Представим принцип построения структур различных видов подготовленности студентов и их физического развития.

Структура физического развития построена на антропометрических показателях и состоит из 5 частей: роста, веса, спирометрии, окружности грудной клетки и динамометрии, а также соединяющих их элементов, например росто-весово-го, жизненного, силового индексов и др.

Структура физической подготовленности построена на показателях физических качеств и состоит из 3 частей: общей, силовой выносливости и скоростно-силовой подготовки, а также их элементов, например, бега на 100 м, 2 (3) км, подъема туловища, подтягивания и др.

Структура психофизической подготовленности построена не только на показателях физических качеств, но и на специальных качествах, необходимых для будущей профессии студентов, например на статической выносливости, элементом которой является удержание горизонтального положения туловища лицом вниз или силовой выносливости и ловкости, элементом которых является лазание по канату и др.

Структура функциональной подготовленности построена на показателях жизненно важных систем избирательного направления, необходимых для будущей профессии студентов, например сердечно-сосудистой системы с ее элементом – пробой Руфье, дыхательной системы с ее элементами – спирометрией, пробой Штанге и др.

Структура психологической подготовленности построена на показателях, характеризующих психические качества студентов, необходимые для их будущей профессии. Она представлена общей и специальной нервной системой, а также такими элементами, как оперативное мышление, внимание, выдержка и др.

Структура духовного развития студентов построена на показателях, способствующих и определяющих это развитие, таких как социальная среда, общественные отношения, воспитание и их элементы (искусство, физическая культура, музыка, литература и др.).

Структура интеллектуального развития студентов построена на их активном сознании и творческом критическом мышлении и их элементах, например, беседах, диспутах-дискуссиях, основанных на методических разработках, учебных пособиях и др.

Структура подготовленности студента, как итог обучения в вузе, построена на всех тех показателях, которые были рассмотрены в отдельности для каждой профессии (рис. 27, 28).

Мы предлагаем несколько типов моделей процесса обучения. Каждому из них соответствует свой этап подготовки, зависящий от задач обучения. Модель физического развития, как и остальные модели, включает в себя элементы, т. е. малые модели. Задачи данной модели заключаются в медицинском и педагогическом контроле преподавателями студентов, в укреплении их здоровья и совершенствовании их физического развития.

Модель подготовленности составляют следующие типы подмоделей:

1) физическая подготовленность;

2) психофизическая подготовленность;
1 2 3 4 5 ... 8 >>
На страницу:
1 из 8