Оценить:
 Рейтинг: 4.67

Посторонний

Дебютная повесть молодого писателя, своеобразный творческий манифест. Понятие абсолютной свободы – основной постулат этого манифеста. Героя этой повести судят за убийство, которое он совершил по самой глупой из всех возможных причин. И это правда, которую герой не боится бросить в лицо своим судьям, пойти наперекор всему, забыть обо всех условностях и умереть во имя своих убеждений.
На сайте электронной библиотеки Litportal вы можете скачать книгу Посторонний в формате fb2, rtf, pdf, txt, epub. У нас можно прочитать отзывы и рецензии о этом произведении.

Читать онлайн

Помогите, пожалуйста, другим читателям нашего сайта, оставьте отзыв или рецензию о прочитанной книге.


Спасибо! Ваш отзыв был отправлен на модерацию.

Отзывы о книге Посторонний

Encinesnowy
Отзыв с LiveLib от 12 марта 2018 г., 18:45
Альбер Камю. Бунтующий человек. Его бунт красив и изящен, как картины Поля Сезанна. Элегантная и при этом нервная и обреченная - философия Камю, пусть и неофициально, течет по венам экзистенциализма. Моя история с этим писателем началась на втором курсе университета. Я читала "Постороннего" на лекциях по литературоведению, кощунственность этого факта выражает тем, что Камю, отнюдь, не был темой той самой лекции. Но я ни о чем не жалею. Творчество Камю по сей день занимает важнейшее место в моей литературной жизни, являясь разделяющей линией между моей азиатской половиной и европейской.

Как можно остаться эмоционально безучастным к этой агонии отрицания и одновременно осознания абсурдности всего сущего? Не подросткового максимализма, а вполне смиренного зрелого бунта, с принятием его абсолютной бессмысленности. "Посторонний" за своей отрешенностью, равнодушием таит обжигающий лед внутренних страстей Камю. В конце повести, перед казнью, главный герой "Постороннего" Артур Мерсо ощущает мир пусть и равнодушным, но ласковым, таким, каким стремится ощутить его каждый. А все потому, что Артуру Мерсо мир тоже был безразличен, в то время, как боль причиняют только те, кого мы любим. Таким образом Альбер Камю вырисовывает для читателя единственный способ быть неуязвимым перед мирозданием - быть к нему равнодушным. Ни к чему не привязываться, никого не любить. Но в этой же повести автор указывает на невозможность такого существования - казнит Арутра Мерсо руками системы. Вот вам и картина абсурда - единственный способ выжить приводит к смерти. Калигула. Многие, конечно же, сразу вспомнят вакханалии и фильм Тинто Брасса. Но в пьесе "Калигула" нет места этим плоским ассоциациям. Ее можно разобрать на цитаты, от каждой строчки пробирает дрожь, внутренний накал пьесы нельзя преувеличить. "Калигула" пропитан сумасшествием безысходности перед абсурдом, готовностью с радостью, как дар, принять безумие лишь бы оно избавило от невыносимости бытия, от конечности всего сущего. От низкой человеческой природы. От всего того, что уничтожает человека каждый день. Если пропускать пьесу через себя, то эта агония молодого Цезаря буквально разрывает грудь. Для меня сила Альбера Камю, как истинного творца, наиболее полно выразилась именно в этой пьесе.Несмотря на такие, казалось бы, безрадостные мотивы, красной нитью проходящие через все творчество Камю, его произведения полны жизни - бунтующей, сопротивляющейся, страстной, выражающейся то огнем протеста, то льдом равнодушия.

Поль Сезанн "Вид на Эстак и шато д' Иф"
russell67
Отзыв с LiveLib от 9 апреля 2017 г., 16:16
Проблема свободы в себе лишена смысла. Ибо она на свой особый лад связана с проблемой Бога. Чтобы выяснить, свободен ли человек, необходимо выяснить предварительно, может ли над ним быть хозяин. Особая абсурдность этой проблемы имеет своей причиной то обстоятельство, что само понятие, делающее возможной проблему свободы, вместе с тем лишает ее всякого смысла. Ибо перед лицом Бога существует не столько проблема свободы, сколько проблема зла. Известна альтернатива: либо мы не свободны и всемогущий Бог несет ответственность за зло, либо мы свободны и несем ответственность сами, а Бог не всемогущ. И все ухищрения философских школ ничуть не прибавили и не убавили разительности этому парадоксу.

Невозможно понять всю отчужденность, содержательность и современную актуальность экзистенциализма так и не прочитав "Миф о Сизифе" в сочетании с философской публицистикой Альбера Камю, которая представлена в упомянутом сборнике, и пьеса "Калигула", в которой мы на практике становимся свидетелями всех тех идей и концепций экзистенциализма в понимании Альбера Камю. "Посторонний" здесь является красивой преамбулой. Но она была мною прочитана ранее, с этой истории и началась моя любовь ко всему его творчеству. Здесь же мы вкратце поговорим о теории "Мифа о Сизифе" и о практике "Калигулы" в изложении Камю. Хронологически данный сборник составлен отнюдь неслучайно. Камю подробным образом рассказывает свою теорию "философского самоубийства". Нащупывает ту тонкую грань между иррациональностью и абсурдизмом, в которой понятие свободы абсолютно бессмысленно, и лишь бунтарские поступки отдельно взятого человека, доказывающие, что мы имеем дело с тем самым абсурдом лишь подтверждают всю эту теорию. Насколько я это вижу атеизм в этом смысле тоже религия. Просто, например, Иван Карамазов хочет сам стать на место Бога, получить собственную и безграничную свободу, выйти за границы дозволенного самим человеком, это приводит к абсурду, все собственные же границы им же нарушены. В итоге мы имеем абсурд и сумасшествие.
Другие примеры, рассмотренные Камю не менее примечательны. Любвеобильность Дон Жуана, и мертвый образ Командора, который прислан наказать вышедшего за пределы дозволенного Дон Жуана. И театральность происходящего - сравнительный анализ Камю людей, всю свою жизнь играющих чужие жизни Шекспира. Тем самым другим уже способом превзойти и пренебречь собственные границы, ограниченной жизни.
Человек изначально ставящий определенную цель в жизни, которая должна привести его к конечному счастью в конечном итоге сталкивается с обыденностью, которая и олицетворяет всеобщий абсурд на протяжении всей своей жизни. И именно на данном жизненном этапе, когда любимое дело становится самоцелью и не приносит обещанного и запланированного счастья и удовольствия наступает отрицание экзистенциализма, и бесславные попытки принятие абсолютного несовершенства данного абсурдного мира. Как Сизифу научиться получить удовольствие от того, что камень, который он все время тащит в гору постоянно тянет его за собой вниз? Ответ можно попытаться найти в подобных, довольно безрадостных рассуждениях. Или вот другой пример, тирания Калигулы. Была ли она тиранией? И почему вид любой тирании абсолютно бессмыслен. Как человек мечтая о недостижимом дошел до подобного сумасшествия, убивая свой собственный народ, доказывая Всевышнему, что все умирают, а он еще жив. Как он якобы встает на его место, и заставляет всех и вся жить одной искусственной целью - во благо его желаний и удовольствий. Он живет злобой и ненавистью. Но как мы видим путь этот заведет героя трагедии в заведомо обреченный жизнью тупик. Но просто так до самого конца он сдаваться отнюдь не намерен. Даже когда тот самый бунт его убивает. Он кричит в злобе своим же убийцам я еще жив!, хотя уже понимает, что всё что происходило в период его правления - сплошная агония. Он не позволял любить себя. До конца дней его это страшно пугало.
Здесь можно спорить, долго анализировать и обсуждать бессмертные мысли Альбера Камю. Но лучше сразу обратиться к цитатам. Если Вы уже любите его творчество - этот сборник обязательно должен быть прочитан и не раз! В нем заключена вся его философия. Разум - это инструмент мысли, а не сама мысль. В первую очередь мысль человека - это его ностальгия. Тема иррационального, как она понимается экзистенциалистами, - это разум, который приходит в замешательство и упраздняет себя в самоотрицании. Абсурд же - это ясный разум, осознающих свои пределы.Коллекционировать - это быть способным жить своим прошлым. Он же отвергает сожаления как другой вид все той же надежды.Человек является в большей степени благодаря тому, о чем он умалчивает, чем тому, что он высказывает.Рано или поздно приходит время, когда надо выбирать между созерцанием и действием. Это и называется стать мужчиной.Искусство, и ничего, кроме искусства, - говорит Ницше. - Искусство дано нам, чтобы мы не умерли от правды. Здесь стоит поразмыслить: ведь это объясняет и появление худших романов. Почти все люди считают себя способными мыслить и в известной мере действительно мыслят, хорошо или плохо. Напротив, очень немногие могут представить себя поэтами и мастерами слова. Но с того момента, как мысль сделалась важнее стиля, роман подвергся нашествию толпы. Это не такое уж большое зло, как о том говорят. Лучшие вынуждены предъявлять к себе строгие требования. Что же касается тех, кто этих требований не выдерживает, они не заслуживают выживания.Творчество - самая результативная школа терпения и ясности. Оно является к тому же потрясающим свидетельством единственного достоинства человека - его упрямого бунта против своего удела, постоянства в усилиях, полагаемых бесплодными. Творчество требует повседневного труда, самообладания, точной оценки пределов истинного, меры и силы. Оно представляет собой аскезу. И все это "ни для чего" , чтобы повторяться и топтаться на месте.


Не удивляйся. Я не люблю литераторов и не выношу их вранья. Они говорят, чтобы не слышать себя. Если бы они слышали, то поняли бы, какие они ничтожества, и замолчали.Во всяком случае, приходится признать, что этот человек оказывает несомненное воздействие на других. Он заставляет думать. Неуверенность - вот что побуждает к размышлениям. И вот почему у стольких людей он вызывает ненависть.
Katzhol
Отзыв с LiveLib от 19 ноября 2022 г., 10:31
В университете на философии мне удалось обойти Альбера Камю стороной, а зря, оказалось весьма интересно, хотя сложно и депрессивно. В 40-ых годах прошлого столетия Альбер Камю публикует эссе "Миф о Сизифе", которое считают программным произведением в философии абсурдизма. Философия абсурдизма основывается на взглядах отсутствия смысла человеческого бытия, то есть само существование человека в этом мире абсурдно. В своём произведении автор рассматривает очень серьезные вопросы. Как должен жить человек? Стоит ли жить? Как должен жить человек абсурда? Поскольку само существование человека абсурдно, резонно вознает вопрос самоубийства. Для Камю вопрос самоубийства тесно связан с идеей абсурда.

Есть лишь один поистине серьезный философский вопрос — вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой или она того не стоит, — это значит ответить на основополагающий вопрос философии.При нынешнем уровне суицидов - это основополающий вопрос не только философии, но и многих других наук. Читать рассуждения Камю о суицидах мне было особенно интересно, возможно потому, что когда-то я тоже интересовалась этой темой. Например, он утверждает, что все люди когда-нибудь задумывались о самоубийстве. Это сложно подтвердить или опровергнуть. Думаю каждый сам решит насколько прав Камю.

Боги обрекли Сизифа вечно вкатывать на вершину горы огромный камень, откуда он под собственной тяжестью вновь и вновь низвергался обратно к подножию. Боги не без оснований полагали, что нет кары ужаснее, чем нескончаемая работа без пользы и без надежд впереди.Когда я прочла главу "Миф о Сизифе", мне стало совсем не весело, потому что многие из нас тоже такие же вот Сизифы изо дня в день выполняющие одно и тоже. За что же Боги так нас наказали? До Камю я как-то об этом не задумывалась, ну прошел день и ладно, завтра будет другой, потом следующий и когда-нибудь натупит светлое будущее. После прочтения Камю меня накрыл депресняк. Вот уже который день мучаюсь мыслью ну неужели жизнь человека реально абсурдна и бессмысленна? Ой нельзя мне читать такие книги, нельзя. Лучше уж детективы, или хотя бы любовные романы, даже на фантастику согласна за неимением лучшего. И напоследок самая важная мысль, извлеченная из книги:

Мы живем будущим: «завтра», «позже», «когда ты добьешься положения», «с возрастом ты поймешь». Подобная непоследовательность по-своему восхитительна, ведь в конце концов предстоит умереть.Вот эти два предложения надо повешать на самое видное место, мне по крайней мере и почаще читать, потому что я так люблю всё откладывать на потом. Думаю я не одна такая. А жизнь то одна и с каждым днём она все короче, вообще завтра может уже и не быть.
__Dariij__
Отзыв с LiveLib от 17 октября 2019 г., 13:31
Наше мировосприятие жизни – шаблон, навязанный обществом. Мы живём согласно установленным канонам и нормам морали. Мы судим других людей за поведение, поступки и образ мыслей, которые не вписываются в понятие стандартных. Мы боимся осуждения и равнодушия.⠀Камю на примере своего героя показал, насколько абсурдны бывают устои общества. Француз Мерсо видит мир честно и не предвзято. Он не боится раскрыть истинные чувства, показавшись бездушным эгоистом. Ему не нужна любовь, не нужна религия, не нужна карьера. Он не скрывается за маской заинтересованности, он честен перед людьми и самим собой.⠀Да, он равнодушен даже к смерти собственной матери, из-за чего становится изгоем в глазах социума. Для всех он – посторонний. Его сознание выходит за рамки стереотипов, из-за чего Мерсо становится опасен. В итоге общество готово простить ему убийство, если он раскается, но не готово простить равнодушие к устоям этого самого общества.⠀Скажу честно, я не симпатизировала главному герою, для меня он был безликим. Я понимала задумку Камю, какую тему он поднимает, но только в конце книги, когда  происходило осмысление внутреннего мира Мерсо, меня будто пронзило током.⠀Каждый из нас может оказаться на его месте. Каждый из нас может столкнуться с глыбой стереотипов и ждать помощи или рассчитывать на справедливость будет не откуда. Каждый из нас может стать посторонним.⠀"У каждого человека есть какая-то отрада в жизни. Она не даёт всё бросить. Её зовут на помощь, когда выбиваются из сил."
alena_bookmaniac
Отзыв с LiveLib от 6 декабря 2022 г., 13:02
Сборник рассказов: «Посторонний», «Миф о Сизифе», « Калигула»Не ждите страшного суда. Он происходит каждый день.Что представляет собой истинная свобода? Несёт ли она освобождение от привычных законов нравственности - или, напротив, обрекает на постоянное самобичивание? "Сегодня умерла моя мама" - так начинается первая повесть сборника, в которой отражается реакция общества на трагизм жизни и о том, как успешно социальный мир способствует отчуждению между людьми. О том, как личность, выходящая за общепринятые рамки, попадает в зубы заурядных людей и тщательно ими пережёвывается.