Оценить:
 Рейтинг: 4.5

Американские боги

«Американские боги» – одно из самых известных произведений Нила Геймана. Это роман о богах, привезенных в Америку людьми из разных уголков мира, почитаемых, а потом забытых, и о том, к чему не может остаться равнодушным ни один мужчина: о поисках отца, родины, возлюбленной, о символической и реальной смерти.
Содержит нецензурную брань!
Больше интересных фактов об этой книге читайте в ЛитРес: Журнале
На сайте электронной библиотеки Litportal вы можете скачать книгу Американские боги в формате fb2, rtf, pdf, txt, epub. У нас можно прочитать отзывы и рецензии о этом произведении.

Читать онлайн

Помогите, пожалуйста, другим читателям нашего сайта, оставьте отзыв или рецензию о прочитанной книге.


Спасибо! Ваш отзыв был отправлен на модерацию.

Отзывы о книге Американские боги

Empty
Отзыв с LiveLib от 30 января 2012 г., 13:08
"Нынче людишки
С сердцами рабов
Забыли обиды, клятвы, богов
Глупость толпы
Уродство рас
Кто не предаст -- непременно продаст"Lucifugum, "Язвистью""Боги -- тоже мужики"Рекламный слоган ТМ "Олимп"  Итак, эта книга получила "Хьюго", "Небьюла" и ещё ряд менее известных премий. Стройные ряды рецензентов, дружно скандирующих "Ше-девр, ше-девр" возглавляет не абы кто, а сам  Стивен Кинг. Цитатка из его рецензии красуется на обложке и обеспечивает книге неплохую рекламу. Так вот о Кинге. "Талисман" его не читали? Маленькому мальчику говорят: так, подъем, встал и ушел иди и принеси талисман, а не то твоей маме будет нехорошо. Мальчик идёт-идёт по американским дорогам, из штата в штат, долго идет, нудно... Встречает на пути "типичных американцев", сталкивается с "обыкновенной уличной магией", периодически уходит в сумрак перемещается между параллельными мирами, находит главного злодея, облака сгущаются, буря, скоро будет буря, еще сгущаются, и ещё... Наконец, буря -- и "неожиданный" хэппи-энд. Всё. Вердикт "чтиво" и вечный покой на полочке неперечитываемых книг. На ту же полочку отправляется и Гейман, ибо от кинговской концепции, манеры изложения и идейной нагрузки далеко не ушел. Че-то вспомнился такой девиз, что ли --   "Искусство ради искусства". Так вот, тут -- чтение ради чтения. Читается на удивление легко и быстро, профессионализм рассказчика вкупе с оным же переводчика делают книгу весьма приятной для употребления, если можно так выразиться. Америка. Америка выражена ярко, контрастно. Хай-вэи и просёлки, автомобили, мотели, мегаполисы, литтл-сити, хич-хакеры и аттракционы -- все это рисует чуток утрированный, "отфотошопленный" образ "страны, уповающей на бога". Да, это для нас, американцы же узнают и героев своих ток-шоу, и цены на старые авто, и обстановку стандартного фаст-фуда "КFC"... Хорошо, но... Но зачем? Добряк-толстяк полицейский из благополучного городка, черный вэн, начинённый ФБР-овцами, баночка "Будвайзера" на крыльце домика в горах Юты -- вы этого ещё не видели? Всё стройно и логично, в лучших традициях Голливуда. Стоп, а как же  магический реализм? Ну да, тут его навалом. Как видно из аннотации, тут есть боги. Внешне их не отличить от рядового американца, внутри же -- непостижимая человеческим разумом божественная суть. Непостижимая настолько, что в большинстве случаев абсолютно не понятно, что и зачем делают боги, почему все так, а не иначе. Ждешь, что к концу книги все прояснится -- а зря. Воистину, "непостижимы судьбы его и неисследимы пути его!" (Рим.11:33). Значится, боги.Германо-скандинавские, кельтские, индейские, божки каких-то древних алеутов-самоедов и чернокожих рабов. Славяне представлены Чернобогом и какими-то Зорями (?). Постойте, а где олимпийцы? Ладно, Белую с натяжкой можно принять за Деметру, но где римский пантеон? Что, итальянцев в Америке мало? Ага, расскажите чикагским мафиози. Хорошо, а где шумерские, китайские боги, японские Яма и Амэно? Да бог с ними, с мертвыми, где боги живые? Где аватары Вишну, Аллах, где Христос наконец? Ах, не поллиткорректно... Ну, Желязны, (которому, кстати, посвящена книга), это почему-то не смущало. Короче! Главный действующий бог -- некто Среда, какая-то помесь Воланда с доктором Хаусом, весь такой загадочный, тёмный и циничный. Назревает светопреставление, Среда усиленно к нему готовится, оперативно собирает команду разношерстных богов. Большая часть его движений остается за кадром, а пока Среда занимается "промыслом божьим", нам показывают
  главного человека. Я уже писал, что Америка тут стереотипна, так что ожидать оригинального героя не приходилось. Здоровяк без высшего образования, мелкий преступник, за отличное поведение выпущенный раньше срока, нежно любящий свою Лору и невинные фокусы с монетками, снисходительно относящийся к уголовному кодексу и живущий по закону гор совести. Его невозмутимость и покладистость порой просто обескураживает. В ситуации, когда типичный американец произносит свое "Господи Исусе!" а русский выбирает фразочку поэкстравагантнее, Тень просто пожимает плечами: "Говорящая собака? Ну и что. Ходячие мертвецы? Эка невидаль!". Понятно, что у него сложная жизненная ситуация, что не до ходячих мертвецов и богов-пауков, но всё же. В какой-то момент автор понимает, что все это смотрится капец неестественно и пытается спасти ситуацию диалогом
– Почему ты не возражаешь? – спросил он. – Почему не восклицаешь, мол, все это невозможно? Почему, мать твою, ты делаешь, как я тебе говорю, и воспринимаешь все так спокойно?
– Потому что ты платишь мне не за то, чтобы я задавал вопросы, – отозвался Тень.
проявил, так сказать, сущность истого янки -- не задавать вопросов, просто делать свой маленький бизнес. Но все равно, неубедительный он какой-то получился. Фон есть, фигуры тоже, чего не хватает? Правильно,  действия. И не хватает катастрофически. Разговоры, поездки, идиллические пейзажики, интермедии и лирические отступления -- это хорошо, но роман заявлен как триллер, давайте экшна! А нету его. Тягучая, длинная дорожная история так редко прерывается бегством героя из заключения или автомобильной погоней, что они даже и не вписываются в общую картинку. Скучновато, спасает только, повторюсь, лёгкость слога, ненавязчивый юмор и ожидание развязки. И эта самая развязка свела на нет желание поставить книге четыре звезды. И так наспойлерил, скажу только, что развязка в духе старого анекдота о Несторе Махно. Окончательно добили откровение в стиле "Люк, я твой отец" и завершающий глубокомысленный диалог :
- Ты это сделал.
– Я этого не делал.
– Это сделал Среда. Он был ты.
– Да, он был я. Но я ведь не он. 

  Что есть ещё? А что должно быть в современной литературе? Секс (желательно, поразнообразнее), наркотики и расчленёнка. Буду краток: наркотиков тут нет.  В итоге можно (и должно) возразить, мол, буквоед ты, Эмпти, между строк читать надо. Там же глубокий смысл, борьба старого и нового, персонификации, там же культура, которую мы они потеряли! Ты ж все не правильно понял! Да понял я всё, вот только смысл? Смысл в чем? Да, Америку заселили представители разных культур, ассимилировались, забыли своих богов, придумали новых. И что? Чем современный бог, техногенный мальчик-гикки (кстати, самый понравившийся образ) хуже кровожадного Одина? Положим, ничем. Вывод: "Ребята, давайте жить дружно!". Конгенеально, Киса! Решение, достойное пера гения! Короче, если бы не кингоподобные зарисовки и морозный дух, пропитавший книгу -- ставил бы 2 и мышка бы не дрогнула. А так -- троечка.
girl_on_fire
Отзыв с LiveLib от 29 января 2016 г., 16:54
Не только счастливых концов не существует, концов вообще не существует.Эту книгу я читала довольно долго. Вероятно, недели три, если учитывать полностью все время от начала чтения и до конца, хоть около 60% романа я прочла буквально за три дня. Я давно хотела прочитать «Американских богов», потому что много о них слышала... разного. Кому-то этот роман абсолютно однозначно не нравится, а кто-то, напротив, говорит, что это шикарно. А я люблю произведения, о которых такие неоднозначные отзывы, это часто обещает что-то весьма интересное. Так оно и оказалось, Нил Гейман не подкачал. Хотя в «Американских богах» я увидела совсем не такого Нила Геймана, к которому уже успела привыкнуть. Он в этом романе весьма жесткий, совсем не волшебный, а более реалистичный. Недаром на книге стоит пометка «18+», она здесь очень кстати, потому что в книге есть и сцены насилия, и обилие матерных выражений, и секс. Это не тот Гейман, которого я ожидала. Но это и к лучшему, потому что я думаю, автор должен уметь удивлять своего читателя. И Гейман в этом, несомненно, мастер.Где-то первую половину романа я даже не могла понять - нравится мне книга или нет. Больше я склонялась к тому, что «Американские боги» мне все же по нраву, но это было такое, очень спокойное «по нраву», без каких-либо ярких эмоций и впечатлений. Я даже иногда скучала, читая роман. Действия были вялыми, неспешными... Но вот потом, последние процентов 40% я просто заглотила практически на одном дыхании. Во-первых, я как-то привыкла к медленному повествованию, влилась в него. А во-вторых, к самому финалу повествование перестало быть медленным и просто невероятно меня удивило. Я ценю книги, в которых сюжетные ходы заставляют меня выпучить глаза и разинуть рот, потому что такое случается не так часто, как мне самой хотелось бы. В «Американских богах» вот этот эффект «разинутого рта» для меня был. Ведь сначала у меня сложилось определенное мнение о происходящем: есть две стороны - новые боги и старые боги, первый хотят уничтожить вторых, потому что в них все равно уже никто не верит и нефиг вообще место занимать. Ни одна из этих сторон не является ни белой, ни черной, просто у каждой своя правда, свои убеждения и т.д. Но все равно, так как смотрит читатель на все немного с точки зрения стары богов, то их становится жаль, так что новые боги с их жестокими и нечестными поступками сразу же переходят в разряд не слишком любимых персонажей. Так продолжается почти всю книгу. А финальная развязка просто переворачивает все с ног на голову. Дважды! И роман приобретает сразу частично и другую наполненность, и другую смысловую нагрузку, он меняется.Если говорить о героях, то все они полнокровные, яркие, выразительные, но в то же время немного размытые, нечеткие, больше определенные образы, нежели какие-то четкие личности. Даже Тень для меня скорее яркий образ, чем вот конкретный человек. Кстати, Тень шикарен. Львиную часть романа читатель проходит с ним «за ручку», глядя, по сути, на все его глазами. И в этом плане Тень становится идеальным проводником, потому что рядом с ним приятно. Он спокойный, в меру эмоциональный, рассудительный, он не боится каких-то выкрутасов судьбы, а потому всегда с ними справляется. Загадочный мистер Среда - это отдельная песня. Герой, который очаровывает. Вроде и чувствуешь в нем что-то отталкивающее, что-то такое, что не позволяет твоему читательскому сердцу беззаветно его полюбить, но устоять перед очарованием Среды невозможно. Отдельно могу отметить героев, которые мне просто до безумия понравились - это мистер Ибис, мистер Шакель и кошка Баст. Я поклонница древнеегипетской мифологии, поэтому повстречать богов из этого пантеона на страницах романа для меня было весьма приятно. К тому же, они стали весьма колоритными персонажами.Не могу не отметить так называемые вставные новеллы, которые встречались по ходу романа. Небольшие рассказы, которые косвенно вплетались в общую канву повествования, расширяя угол обозрения читателя. На мой взгляд, так это отдельные жемчужины. Вставные новеллы делали роман более красочным, словно одеяло из лоскутков. Мне особенно запомнилась новелла про джинна. В определенный момент она у меня вызвала некое отторжение, но в итоге я поняла, что очарована этой печальной историей.Первое время, когда я читала, было непривычно обилие нецензурных слов, однако потом я как-то быстро привыкла. Все же, несмотря на то, что матерных выражений было раскидано по роману довольно много, я пришла для себя к выводу, что они везде были к месту и абсолютно не резали слух. Да и в общем-то, в повседневной жизни все эти выражения для слуха уже стали весьма привычны. Сексуальные сцены у Геймана, кстати говоря, на мой взгляд прописаны идеально. От них не тошнит, они не смущают. Все весьма красочно и образно, но без лишней мишуры. Секс в романе воспринимается естественно, он реалистичен и гармоничен. По крайней мере, в моем восприятии.Несмотря на то, что в романе умело сплетается мир реальный и мир вымышленный, мир богов, мне кажется, что этот роман все же очень близок именно к реальности. Он хлесткий, жесткий, злободневный. Он не воспринимается, как нечто волшебное. Возможно, сравнение и не самое лучшее, но вот я сейчас подумала о фильме «Хранители», снятом по графическому романа Алана Мура. Там ведь есть супергерои, но им совсем не завидуешь, ими не хочешь стать, потому что они реалистичны, на них смотришь и понимаешь, что судьба супергероя - это чертовски сложная штука. Так и и здесь. Вроде есть боги, куча разных богов любых мастей, но, черт возьми, практически ни с кем из них не хотелось бы свести знакомство. Да и Тени, обычная жизнь которого вдруг наполнилась в каком-то роде волшебством и чем-то необычным, абсолютно не завидуешь. Ведь на самом деле участвовать в божественных разборках - это не такое уж и приятное занятие.В общем, подводя итог, могу сказать, что осталась от романа в восторге. Это и «road story», и городское фэнтези, и немного детектив, и... черт знает что еще! Затрудняюсь даже жанр определить. Но могу точно сказать, что это достойный, качественно написанный роман.
Roni
Отзыв с LiveLib от 30 июня 2012 г., 21:48
Флэшмоб 4/10-2012Если кто не понял, я - быдло-читарь. Обычно меня интересует только количество эльфов на квадратный сантиметр текста. Но существует исключения, когда книга заставляет задуматься настолько, что хочется потрясти автора за шкибон и возопить: «Чё каво, парниша? Ты чё сказал? А чё ты, автор, хотел сказать?»И меня начинают грызть непонятки. Причем вслучае с АБ такие сильные, что хочется перечитать. Вообще, для меня АБ – вторичная книжка, но захватывающая.
Например, идею об умирающих, оставшихся без веры богах я встречала у Олдяшек. (Кстати, Гейман, ты чё попутал? Где греческий пантеон? Я не пОняла!) Загадку о пропавших детях – в одной из серий «Сверхъестестественного».И поэтому особую прелесть этой книжки приобретают вставки, второстепенные детали: меня особенно покорила история рыжеволосой (или шатенки, хз) ирландской воровки и её жизнь в Америке. Или когда Среда рассказывает про мошеннические подставы: про скрипку там, или про драгоценности для епископа.И, конечно, главный герой книги - Америка. Причем автор, будучи англичанином, относится к ней с настороженным любопытством, как восьмиклассник к выросшей за лето однокласснице: «Вот дылда вымахала, здоровая, а дурная». Впрочем, это весьма субъективное мнение.Спойлерно, сомнительно и вообще нечего тут под кат лазить!
Хочется аж до чесотки сравнить АБ с Улиссом. Возможно, эстетствующая часть публики закидает меня томиками Сартра, но пофиг. А почему бы не сравнить, если именно переводчик Улисса в своих величественных (а как ещё их назвать, если в них 300 страниц, то есть треть книжки?) каментах убедил меня в том, что главное для мужчины – это поиск отца/Бога, а вовсе не пиво/футбол и носки свои разбросать по всей квартире. Очевидно, сравнение притянуто за уши, но уж больно мне сегодня охота побахвалиться, что я Улисса одолела! Итак, подытожим: Тень нашёл отца, а заодно и бога, его предали, он принёс себя в жертву и подарил старым богам мир и весну.

Другой формат