Оценить:
 Рейтинг: 4.6

Энциклопедия начинающего водителя

Год написания книги
2009
1 2 3 4 5 ... 12 >>
На страницу:
1 из 12
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
Энциклопедия начинающего водителя
Александр Александрович Ханников

В книге начинающие водители найдут много полезной и разнообразной практической информации, которая поможет чувствовать себя комфортно и уверенно за рулем автомобиля. В ней изложены основные вопросы по устройству автомобиля, даны советы по уходу, рассказано о том, как быстро устранить неисправности и неполадки, возникшие в пути, а также оказать первую помощь в случае дорожно-транспортного происшествия.

Особое внимание уделено основам управления автомобилем в различных дорожных ситуациях, психологическим и физическим требованиям к водителю, обеспечивающим безопасность движения. Кроме того, обширный справочный материал поможет в подготовке к сдаче экзаменов в ГАИ, в общении с работниками автоинспекции и, возможно, поможет избежать разного рода ошибок.

Приведены характеристики автомобильного топлива, смазочных материалов, технических жидкостей, даны рекомендации по их подбору и применению. Рассказано о страховании автомобиля, о том, как обезопасить его от угона, и о многом другом.

Для начинающих водителей и широкого круга читателей.

Александр Александрович Ханников

Энциклопедия начинающего водителя

Введение

Посвящаю Рудницкому Андрею Федоровичу

Желающих научиться водить автомобиль с каждым годом становится все больше и больше. День получения водительских прав превращается в настоящий праздник, так как водительские права открывают большие возможности. Однако не стоит забывать, что по-настоящему хорошо управлять автомобилем, знать закономерности движения, предвидеть изменения обстановки на проезжей части, уверенно и безошибочно действовать в сложных ситуациях – это большая наука.

Управление автомобилем – это постоянная школа, в которой мастерства и успеха добивается тот, кто настойчив, неутомим, стремится к совершенству. Умелое вождение – ни с чем не сравнимое удовольствие, не говоря уже о том, что автомобиль является незаменимым помощником в жизни. На нем можно совершать дальние и близкие поездки, он помогает быстро решать многие проблемы, незаменим в работе, и порой только благодаря ему можно выйти из тяжелого положения, в котором бессильны даже современные средства связи.

За короткий срок подготовки в автошколе кандидат в водители не в состоянии полностью овладеть всеми тонкостями управления транспортным средствам, ибо в современных условиях вождение требует учета такого множества факторов, влияющих на безопасность движения, что в учебных классах все это освоить невозможно.

Потому не следует падать духом, если после первых поездок постижение многих премудростей покажется вам почти невозможным, так как для совершенного владения техникой вождения необходимы не только способности и знания, но и навыки – умения, доведенные практикой и тренировкой до автоматизма. Именно так, почти автоматически, управляет автомобилем умелый водитель. На зрительные и слуховые раздражения он реагирует соответствующими действиями, по большей части не сознавая их причин. Если вдруг из боковой улицы мчится машина, водитель тормозит еще до того, как осознает опасность; въезжая на гору, он переключает передачи, не думая о снижении оборотов вала двигателя, а при движении по скользкой дороге обеспечивает устойчивость автомобиля и сохраняет прямое направление незначительными поворотами руля, не задумываясь о том, что предотвращает мелкие заносы. Конечно, обязательно знание Правил дорожного движения – об этом нет речи, но умение почти автоматически ориентироваться в дорожной обстановке, быстро принимать правильные решения возможно лишь тогда, когда чувствуешь себя за рулем комфортно и уверенно. Поэтому, если вы хотите в совершенстве владеть техникой вождения, первым делом изучите автомобиль, на котором собираетесь ездить. И не только изучите, но и приспособьте его для себя, потому что если, включая сцепление, вы стукаетесь коленкой или, если спинка сиденья слишком пологая и не дает достаточной опоры, то постоянный дискомфорт и наступающее чувство усталости притупят реакцию, а это первая предпосылка опасной езды.

Автомобиль должен стать составной частью вашего «я», любые посторонние шумы и звуки при его движении не должны вызывать страх перед неизвестностью, однако это приходит лишь тогда, когда имеются четкие знания основных принципов работы его узлов, агрегатов и механизмов. Поэтому прежде чем сесть за руль, следует ознакомиться в общем с конструкцией автомобиля, инструкцией по его эксплуатации, уметь выполнять осмотры перед выездом и в пути, устранять возникшие в пути неисправности, не требующие разборки механизмов и агрегатов, выполнять ежедневное и первое техническое обслуживание, знать эксплуатационные материалы, применяемые в автомобиле, необходимо соблюдать меры безопасности при работе в гараже и на автомобиле, знать главные причины аварий, уметь оказывать доврачебную помощь в случае дорожно-транспортного происшествия, а также умело сохранять автомобиль в гараже и на открытых стоянках в различное вре мя года, знать правила обкатки нового автомобиля, основные сведения по психофизиологии работы водителя, требования законов об ответственности водителей за нарушение Правил дорожного движения и многое другое. Кроме того, садясь за руль, начинающий водитель должен помнить о той ответственности, которую добровольно возложил на себя: отныне от его действий зависит жизнь и безопасность не только его самого, но и других людей. Не зря автомобиль называют средством повышенной опасности.

Человек. Автомобиль. Дорога

Психофизиологические характеристики водителя

В каждой профессии можно определить наиболее важные психофизиологические процессы, которые определяют качество и безопасность работы. Для водителя это способность воспринимать дорожную информацию, анализировать, осмысливать ее, принимать решения и своевременно выполнять действия по управлению автомобилем. Современная автотрасса предъявляет очень высокие требования к психике водителя. По мнению исследователей, безопасность управления автомобилем в большей степени определяется интеллектом и эмоциональным поведением, чем физической пригодностью. За рулем автомобиля водитель выполняет функции оператора автоматизированной системы управления «человек—машина» с той лишь разницей, что кроме машины и человека имеется еще один компонент системы, значительно увеличивающий объем поступающей информации, – дорога.

Физические и психологические требования к водителю определяются исходя из анализа его деятельности. При современных скоростях, развиваемых автомобилями, и интенсивности движения, водитель должен уметь воспринимать большие объемы информации о характере и режиме движения всех участников, о состоянии дороги, окружающей среды, средствах регулирования, о состоянии узлов и агрегатов автомобиля. Кроме того, он должен эту информацию анализировать и принимать соответствующее решение, на что отводится ограниченное количество времени. Во многих случаях именно дефицит времени является причиной дорожно-транспортного происшествия.

Вот небольшой список ошибок, связанных с дефицитом времени: ошибки в проведении ситуационного анализа, например, при приближении к перекрестку водитель считает, что включенный желтый сигнал светофора сменится зеленым, но включается красный; неверное принятие решения, например, вместо маневра, единственно необходимого в данной дорожно-транспортной ситуации, водитель применяет экстренное торможение; ошибочность действия, например, принято правильное решение применить экстренное торможение, но вместо того, чтобы нажать на педаль тормоза, водитель ошибочно нажимает на педаль акселератора, тем самым увеличивает скорость.

Надежность работы водителя при управлении автомобилем, то есть его способность безотказно выполнять работу в определенных условиях и в течение определенного времени, во многом, зависит от его психофизиологических особенностей. Вся деятельность человека за рулем является следствием работы его головного мозга, внешним проявлением его психики. Психика является функцией мозга; она объединяет группы взаимосвязанных явлений: познавательные психические процессы такие, как ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и др., а также эмоции, волевые действия, навыки и психические свойства личности.

Психологические особенности деятельности водителя, а также процессы формирования мастерства и надежность управления автомобилем изучает психология труда. На эмоциональное состояние в большой степени влияют факторы окружающей среды, которые, оказывая воздействие на нервную систему, изменяют глубину и скорость протекания психических процессов. К этому же приводит воздействие факторов, изменяющих функции организма. Следует также помнить, что все мы разные, потому, чтобы правильно понимать индивидуально-психологические особенности недостаточно изучить только отдельные психические процессы, характеризующие человека как личность. Личность складывается из большого разнообразия качеств, взаимосвязанных между собой. К ним относятся способности, интересы, темперамент, характер, склонности, отношение к выполняемой работе, другим видам деятельности и т. д.

Личными качествами водителя во многом определяются его профессиональные навыки. Не зря порой говорят, что человек водит автомобиль так, как он живет. Поэтому если действия водителя, совершившего дорожно-транспортное происшествие, могут быть квалифицированы как неосторожные или легкомысленные, то причину этих действий прежде всего следует искать в самой личности водителя. Это закономерно. Заботы, неприятности и обиды не оставляют водителя, когда он садится за руль. Вот почему при управлении автомобилем важно сохранять длительное время оптимальное психическое состояние, при котором наиболее быстро и качественно протекает процесс восприятия информации. Отклонения в ту или иную сторону от оптимального психического состояния (возбуждение или депрессия) затрудняют процесс восприятия и переработки информации и тем самым увеличивают вероятность ошибочных действий водителя. Например, не рекомендуется садиться за руль человеку, переживающему какое-либо трагическое событие, опасен водитель, слушающий во время движения по радио репортаж о выступлении его любимой команды.

Водитель должен знать свои физиологические и психологические особенности, чтобы уметь своевременно применить их с учетом изменений, возникающих в организме. Кроме того, он должен знать свои возможности в управлении автомобилем и те качества, которые лежат в основе его мастерства и безопасности движения.

Для безопасного управления автомобилем важнейшими психическими свойствами являются: ощущения, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции и воля.

Находясь за рулем, водитель удерживает в поле зрения дорогу, видит препятствия на ней, пешеходов, транспортные средства, следит за показаниями приборов, на слух контролирует работу двигателя, получает информацию о правильности выполняемых действий по управлению автомобилем и т. д. Все эти сведения являются результатом ощущений – отражения в сознании отдельных свойств и качеств предметов и явлений материального мира, непосредственно действующих на органы чувств. Ощущения – это первый источник всех знаний. Их различают на зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, двигательные, вибрационные и др.

В процессе движения зрительный анализатор водителя является основным источником информации об окружающей обстановке. Снижение возможности следить за до рогой влечет увеличение дорожно-транспортных происшествий. Способность глаза видеть форму предмета и четко различать его очертания называется остротой зрения. Наиболее острое – центральное зрение в конусе с углом около 3°, хорошая острота зрения – в конусе 5–6°, удовлетворительная – 12–14°, причем по вертикали эти углы несколько больше. Предметы, расположенные за пределами угла 14°, видны без ясных деталей и цвета. Чтобы рассмотреть предмет, который находится в периферическом (боковом) поле зрения, человек рефлекторно переводит на него глаза так, чтобы тот попал в зону острого зрения. Это требует времени. Так, при проезде перекрестка водитель может затратить на перевод взгляда с фиксацией с одной стороны пересечения до другой от 0,5 до 1,16 с. В зависимости от скорости это расстояние от нескольких до десятков метров. Расстояние до предмета, который находится в поле зрения, возможно определить, когда оба глаза нацелены на этот предмет. Нацеливание обоих глаз на одну точку называется конвергенцией и производится совместно глазными мышцами и хрусталиком глаза. Среднее время конвергенции составляет примерно около 0,165 с. Восприятие величины предмета основано на оценке соотношения его угловой величины в поле зрения и расстояния до предмета. Предметы кажутся тем меньше, чем они дальше расположены от наблюдателя.

Глаз способен воспринимать также пространственное расположение предметов относительно друг друга и их расстояние между собой. Восприятие формы, удаленности и размеров предметов обеспечивается остротой зрения, конвергенцией и аккомодацией хрусталика (изменением его кривизны при помощи глазных мышц). Для уверенного управления автомобилем важна точность этих восприятий, так как именно с их помощью оцениваются положение автомобиля на дороге, размеры проезжей части, расстояние до препятствия и т. д. Так, например, отдельных людей на дороге водитель замечает на расстоянии около 2 тыс. м; километровые столбы и общий контур человека – на расстоянии 1000 м; движения рук и ног человека – на расстоянии 700 м; головной убор, переплеты окон – на расстоянии 400 м; голову, плечи человека, цвет его одежды – на расстоянии 300 м; лица людей, кисти рук – на расстоянии 200 м; форму и цвет деревьев, кирпичи в стене – на расстоянии 100 м; глаза, нос, пальцы рук – на расстоянии 60 м; веки глаз – на расстоянии 20 м.

Для зрения водителя решающее значение имеет освещенность. Водитель может распознавать предметы по силуэту, когда яркость объекта ниже яркости окружающего его фона, что бывает при невысокой освещенности дороги; по обратному силуэту, когда яркость препятствия больше окружающего его фона, но детали поверхности неразличимы; по высокой яркости предмета – по деталям его поверхности.

Когда уровень освещенности изменяется, глаз к ней приспосабливается, то есть адаптируется. Заметим, что при переходе от темноты к свету глаз приспосабливается быстрее, чем наоборот. Большие затруднения для водителя возникают при резких изменениях освещенности дороги, при движении в условиях недостаточной освещенности, при недостаточной контрастности. В таких случаях процесс зрительного восприятия значительно замедляется. Быстрое изменение уровней освещенности, например, светом фар встречных автомобилей, лучами светильников, блеском отраженного света, вызывает настолько сильное раздражение сетчатки глаз, что наступает временное ослепление.

Очень важная роль при управлении автомобилем принадлежит зрительному восприятию скорости, направления движения и их изменения. По видимому относительному перемещению поверхности дороги и различных неподвижных предметов водитель может судить о скорости и направлении движения своего автомобиля. Опытный водитель довольно точно воспринимает скорость движения автомобиля, не глядя на спидометр. Однако после продолжительной езды с большой скоростью он привыкает к ней, вследствие чего нередко превышает допустимую скорость. Эту ошибку восприятия всегда необходимо учитывать после продолжительной езды с большой скоростью.

На безопасность движения оказывает влияние способность к цветоразличению. Глаз человека способен различать все цвета, однако размеры поля зрения зависят от цвета рассматриваемого предмета. Граница поля зрения для голубого цвета на 10–15° меньше, чем для белого, а для красного – меньше, чем для голубого. Поле зрения для зеленого цвета почти вдвое меньше, чем для белого. У некоторых людей могут быть врожденные отклонения в цветоразличении – дальтонизм. Наиболее часто наблюдается неразличение красного и зеленого цветов.

Следующим этапом обработки поступающей информации является восприятие, благодаря которому качества и свойства предметов выступают в виде единого образа. Процесс восприятия связан с пониманием сущности предметов и явлений. Во время движения водитель вынужден воспринимать большое количество зрительных, звуковых и других раздражителей, для того чтобы переключать внимание с одного объекта на другой в зависимости от его важности и складывающейся дорожной обстановки. Быстрота, полнота и точность восприятия, то есть его качество, зависят от знаний и опыта водителя. Опытный водитель при одних и тех же условиях увидит больше и быстрее, чем начинающий. Процесс правильного восприятия зависит от способности к восприятию пространства и времени. Обычно человек воспринимает пространство как трехмерное. Удаленные предметы видны под меньшим углом, чем близкие.

Не обойтись на дороге и без хорошего глазомера, ко торый поможет правильно оценить расстояние между предметами и удаленность машины от них. Ничто не воспринимается изолированно, в отрыве от общего окружения, поэтому знание размеров предметов, наиболее часто встречающихся при управлении автомобилем, облегчит вам путь. Гораздо сложнее воспринимать и оценивать расстояния до движущихся объектов – автомобилей, пешеходов и т. д., а также расстояние между ними. В некоторых случаях из-за отсутствия опыта начинающие водители снижают скорость и даже останавливают автомобиль. Важным фактором, влияющим на восприятие, является цвет, в который окрашены эти предметы. Так, например, расстояние до темноокрашенного автомобиля кажется водителю большим, а до окрашенного в яркие тона – меньшим.

Следующий навык, который поможет избежать аварийной ситуации, – умение точно оценивать временные интервалы, особенно при совершении различных маневров на больших скоростях. Оценка скоростей движения автомобилей, пешеходов и других подвижных объектов лежит в основе динамического глазомера, который является одним из элементов, определяющих мастерство водителя. Неправильная оценка временного интервала скорости встречного автомобиля и расстояния до него приводит к нервозности, резким приемам управления и, как следствие, к аварийной ситуации. Наиболее опасна склонность к переоценке временных интервалов, когда водителю кажется, что для выполнения маневра времени вполне достаточно. Как правило, эта ошибка обнаруживается слишком поздно для того, чтобы ее исправить.

Продолжает перечень психофизиологических характеристик внимание. По данным статистики именно невнимательность является наиболее частой причиной дорожно-траспортных происшествий. Вниманием называется сосредоточенность сознания на одном или нескольких объектах. Это явление представляет такую сторону психической деятельности, при которой определенные восприятия, образы, мысли и чувства осознаются водителем особенно ярко, отчетливо, в то время как другие отходят на второй план или вовсе не воспринимаются. Без внимания не может быть преднамеренного восприятия, так как для того, чтобы воспринять, запомнить, осознать какое-либо явление или предмет, нужно выделить его из числа других и сосредоточиться на нем.

Внимание может быть непроизвольным, или пассивным, когда сознание сосредоточивается на том или ином объекте в силу каких-то его особенностей: раздражители новизны, сильный звук, вспышки света и др.

Произвольное внимание, или активное– волевое сосредоточение психической активности на том или ином объекте регулируется сознательно. Водитель фиксирует свое сознание, мысли не на том объекте, который его привлекает, доставляет удовольствие, приятен ему, а на том, на котором он должен, обязан в силу определенных обстоятельств сосредоточить свои мысли, память, напрягая при этом волю.

Непроизвольное и произвольное внимание тесно переплетаются. Произвольное внимание непосредственно связано с работой водителя, непроизвольное – может способствовать или мешать переходу внимания в произвольное. Так, например, правильно поставленный дорожный знак должен невольно привлекать внимание водителя, после чего непроизвольное внимание перейдет в произвольное. Некоторые объекты, не имеющие отношения к управлению автомобилем (плакаты, рекламные щиты и т. п.), непроизвольно отвлекают внимание водителя от восприятия главных для него предметов – дороги, автомобилей, пешеходов, дорожных знаков, показаний приборов.

Характеризуя качественную и количественную стороны внимания, пользуются следующими понятиями:

направление внимания– это объект, на котором сосредоточивается психическая деятельность, – мысли, переживания, представления, различные предметы и явления;

объем внимания– количество объектов, на которых одновременно может быть удержано внимание. Как правило, человек не может эффективно сосредоточиться более чем на 5–6 объектах одновременно;

переключение внимания– это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Например, объектами переключения внимания водителя на перекрестке будет светофор, транспортные средства, пешеходы, регулировщик движения и др., на которые он переключает внимание в различном порядке в зависимости от складывающейся дорожной обстановки; замедленность переключения внимания в некоторых случаях может привести к нежелательным последствиям;

интенсивность внимания– это концентрация, степень сосредоточения на данном объекте. Интенсивность внимания тем выше, чем меньше объектов внимания. В работе водителя концентрация внимания может быть достаточно высокой при условии правильного распределения внимания между объектами, интенсивность внимания не всегда одинакова. Так, на перекрестке интенсивность внимания будет всегда больше, чем при движении по прямому отрезку шоссе;

устойчивость внимания– это продолжительность сосредоточения психической деятельности на каком-либо объекте или объектах при высокой интенсивности внимания. Исследования показывают, что продолжительность сосредоточенного внимания на каком-либо объекте при высокой интенсивности не превышает 15 мин. После этого интенсивность внимания ослабевает, и человек непроизвольно начинает переключаться на другие объекты. Если необходимо более длительно сфокусировать внимание на каком-либо объекте, то это приводит к рассеянности.

Как правило, начинающий водитель сосредоточен только на управлении автомобилем: чтобы двигатель работал в нужном режиме, чтобы машина двигалась плавно, правильно выполнялись повороты. В результате неправильного распределения внимания происходит нарушение Правил дорожного движения, создается аварийная ситуация. Рассеянность, невнимательность водителя может быть вызвана и глубокими эмоциональными переживаниями. В таких случаях, чтобы избежать горьких последствий, создать возможность для распространения внимания на большее количество объектов и сделать его более устойчивым, необходимо выработать специальный навык, который приобретается в результате психологического тренинга.

В идеале такой тренинг должен проводиться на специальных тренажерах с применением соответствующей аппаратуры. Однако объем своего внимания можно определить и с помощью довольно простых тестов. Вот один из них.

Тест «Объем внимания»

Тест 1. Посмотрите на какую-либо незнакомую картинку, открытку, рисунок и т. д. в течение 3–4 с, затем перечислите предметы, которые запомнились.

Тест 2. Попросите подготовить и разложить на столе 10–12 предметов. Посмотрите на них 3–4 с, отвернитесь и перечислите предметы, которые запомнили.

Результат тестирования. У подавляющего большинства людей объем внимания равен от 5 до 9 единиц (предметов) внимания.
1 2 3 4 5 ... 12 >>
На страницу:
1 из 12

Другие электронные книги автора Александр Александрович Ханников