Оценить:
 Рейтинг: 4

Тени в раю

Они вошли в американский рай, как тени. Люди, обожженные огнем Второй мировой. Беглецы со всех концов Европы, утратившие прошлое.
Невротичная красавица манекенщица и циничный, крепко пьющий писатель. Дурочка-актриса и гениальный хирург. Отчаявшийся герой Сопротивления и щемяще-оптимистичный бизнесмен. Что может быть общего у столь разных людей? Хрупкость нелепого эмигрантского бытия. И святая надежда когда-нибудь вернуться домой…
На сайте электронной библиотеки Litportal вы можете скачать книгу Тени в раю в формате fb2, rtf, pdf, txt, epub. У нас можно прочитать отзывы и рецензии о этом произведении.

Читать онлайн

Помогите, пожалуйста, другим читателям нашего сайта, оставьте отзыв или рецензию о прочитанной книге.


Спасибо! Ваш отзыв был отправлен на модерацию.

Отзывы о книге Тени в раю

Karusattva
Отзыв с LiveLib от 4 декабря 2022 г., 02:10
Сразу к делу.Постоянно в диалогах героев эмигрантов обсуждалась, в той или иной форме, тема, что для США участие во второй мировой войне носило призрачный характер. То есть страна отправляла людей на войну, они там гибли, но для общественности - это была лишь  афиша, общество не видело эту войну, оно не видело раненых, мёртвых, замученных в концлагерях,  умерших от голода и болезней и тд.В сущности таковой же войной была для США Вьетнам, для СССР Афганистан. Эти войны были разными лишь по причинам формальным, но по сущностным - одинаковые. Это то, что принято называть "неизвестная война".И нынешняя война на Украине - для нашего общества очень напоминает такой сценарий. Мы живём в своих городах, и как будто бы всё хорошо. В ток шоу здоровые мужики красиво рассуждают о добре и зле, но они и близко себе не представляют того ужаса.Так что этот роман очень хорошо прочищает туман в голове. Ведь на самом деле - все войны одинаковы. Как ты там войну не называй, каким красивым словом не заменяй, сущность от этого не меняется.У каждого правда своя. У того, кто пошёл на войну - своя правда. У того, кто сбежал от войны - своя. С точки зрения тех философий, которые я изучаю, в сущности - деяния и мотивации и первого и второго - очень скоро канут в небытие. Просто одному человеку суждено быть героем, другому, как в данном случае, эмигрантом, тенью в раю. Но лёгких судеб не бывает. Любому человеку нужно свыкнуться со своей судьбой. И если так задуматься, даже ещё не понятно, что легче, свыкнуться с тем, что ты мёртвый герой, или с тем, что ты осуждаемый обществом живой трус. Это наверное одна из самых сложных дилемм для человека: быть мёртвым героем или живым трусом. Не думаю, что эта дилемма имеет однозначное решение. Каждый решает для себя.Да. Это, пожалуй, самый глубокий пока роман Ремарка, для меня. Он в полной мере показывает две стороны человеческой сущности: добро и зло внутри него самого. И в этом смысле - единственный способ прекратить любую войну - это остановить её в себе.Спасибо Ремарку за этот роман. Этот человек прожил жизнь не зря, оставив человечеству выдающееся наследие мыслей, направленных против насилия, он показал это через себя, через свой опыт. Это самый лучший, самый честный путь.И ещё кое о чём. Отношения героя с героиней, за основу которых Ремарк взял свои личные отношения с одной из эмигрировавших родственниц Романовых, очень на мой взгляд символичны. Эмигрант немец завязывает роман с эмигранткой русской на нейтральной территории. Это очень сильный ход в данном контексте.И вот я ещё о чём подумал. Что лучше, быть тенью в раю или быть личностью в аду? И опять же решил, что это как повезет. Где родился, там и пригодился. Куда судьба забросила. Хорошо бы наверно смиренно принимать себя и в раю и в аду. Как то наверно так.
limbi
Отзыв с LiveLib от 14 июня 2020 г., 18:09
 С творчеством Ремарка я знакома давно, поэтому беря в руки "Тени в раю", примерно представляла чего ожидать от этого романа. В его книгах есть одна общая черта - смерть, за частую не оправданная и продиктованная суровым временем войны, лишь иногда герои гибнут в силу обстоятельств, не подвластных людям. Если честно, ближе к концу я ожидала трагической гибели главного героя, и не надеясь на хороший конец. Вообще понятие "хеппи энд", как мне кажется, не применимо к творчеству Ремарка. В его книгах нет приукрашенной действительности, только обыденная реальность нашего мира, где добро не всегда побеждает зло. Так вот, в этом произведении он поднял уже не новую для себя тему эмиграции. Главный герой по фамилии Росс каким-то чудом смог перебраться через океан и нашел пристанище в Америке, которая многим эмигрантам казалась чем то вроде рая. Возможно так оно и было, ведь по ночам они не боялись, что за ними придут, а бомбы не падали с неба. Единственное, что теперь пугало Росса, это одиночество и ночь, когда его мысли возвращались к прошлому, которое яркими картинками проносились перед ним. Как оказалось, не так то просто забыть ужасы войны. В его сознании долго не укладывалась картина новой жизни. он так же как и многие эмигранты не мог найти своего места в новой жизни. Они существовали словно тени на границе двух разных миров. Люди, сбежавшие от войны, просто не умели жить спокойной и размеренной жизнью. Не зная, куда деть себя и впадая в депрессию, кто-то решался на отчаянный шаг, кто-то из эмигрантов надеялся, что война закончится, и тогда можно будет вернуться домой. Но даже после окончания войны, они  и не нашли своего места, не смогли вернуться к прошлой жизни. Когда казалось, что человек обрёл своё счастье и нашел себе место в новом мире, это оказывалось не долговечным. Кажется, что эти потерянный люди вообще разучились замечать всё то хорошее, что встречали на своём пути, а не сумев разглядеть этого, просто проходили мимо. Не смотря на то, что роман мне безумно понравился, я читала его достаточно долго. Местами было довольно тяжело читать о безысходности и обречённости, которая наполняла жизни многих людей.Этаа книга мне понравилась даже больше, чем "Триумфальная арка", или "Жизнь в займы". Возможно через несколько лет, я захочу вернуться к ней и может перечитав, смогу открыть для себя то, чего не заметила сейчас.
vittorio
Отзыв с LiveLib от 18 августа 2012 г., 09:18
Я обожаю Ремарка. Он один из столпов, на которые опираются мои литературные предпочтения. А в этой книге я острее всего ощутил его желание открыться, приподнять завесу над своей израненной душей. Ведь он тоже был отверженным.Край, где течет молоко и мед, земля обетованная, островок рая на раздираемой в чудовищном военном катаклизме планете. Думаю, такой представлялась Америка тысячам, сотням тысяч, миллионам обездоленных, лишенных Родины и всего на свете людей.И вот они там. Не все, но кое-кто. Мы знаем их (или нам кажется что знаем) и они проходят перед взором нестройной вереницей имен, образов, жизней.
Престарелый, порядочный до нереальности врач Грефенгейм, прозорливый Фриландер, дерзкий, отчаянный герой времен оккупации Кан, почти непорочно чистая в своей инфантильности Кармен, Бетти, которой обязан практически каждый, Равик, в особых представлениях не нуждающийся, Росс, от лица которого идет повествование. Их много и в то же время так безумно мало…
И на этой «земле обетованной» они носятся как щепки в реке, с обрубленными, а зачастую и «с мясом» вырванными корнями. Живут воспоминаниями о прошлом, которого нет, придавая ему неестественно романтический ореол, лишь бы удержаться на грани безумия и уцелеть. А у кого-то прошлое как тяжелый тюк за спиной, и уже, не ясно ты ли не желаешь его оттолкнуть или оно само присосалось как клещ и тянет из тебя жизнь.А потом наступает утро. Серое, безрадостное, нереальное и зыбкое утро. И будущее, которое толи мираж, то ли часть этой безумной какофонии воспоминаний, образов, мыслей, желаний, чаяний и надежд, щемящей тоски и липкого страха.
И как щепки в бурлящем потоке, так и эти жизни, слетевшиеся в этот край «молока и меда» как мотыльки на свет лампы – мечутся, сталкиваясь друг с другом и разлетаясь. И в этом почти ритуальном танце на пепелище воспоминаний они образуют причудливые узоры на канве судьбы. Как тени на стене. Тени в раю…
__Dariij__
Отзыв с LiveLib от 22 ноября 2021 г., 08:14
Ремарк идеален для осени. Хмурой, затяжной, депрессивной. Его книги – это одиночество, растворенное в бокале алкоголя. Игра времени, мыслей, чувств и судеб.В этот раз круговорот событий обрушится на тех, от жизни которых осталась лишь бледная тень. Эмигранты. Они выбрались из котла войны, но остались ли они живы?В вечном ожидании преследования, под чужими именами, без семьи, места и смысла. С огромной пустотой внутри, куда, словно в бездну, проваливается бесконечный кутеж, призванный заглушить боль, но тревожащий старые раны все больше и больше.Таков Ремарк и его торжество жизни.
kittymara
Отзыв с LiveLib от 4 июня 2019 г., 11:47
Вот читая последнюю книгу ремарка, я очень сильно почувствовала разницу между осознанием и принятием вины за всех своих соотечественников, как общей вины нации, народа, и ее непринятием. А вспомнились мне, в связи с этим, мемуары г. грасса, который даже повоевал в последние месяцы перед концом войны, пусть даже только на территории германии. Как бы ни относился ремарк к русским и прочим недругам, ни разу не прозвучало ни уничижительное "иван" (которым щедро сдабривает свой текст грасс), ни что-либо подобное.
И не зря, ох как не зря звучат в финале книги мысли героя о том, что в германии стараются массово замолчать и забыть о том, что натворили. И неудивительно, что после войны сам ремарк предпочел жить в швейцарии, а не на родине. Там смогли бы жить только такие господа, как грасс, в чьих голосах ни сразу, ни спустя полвека не звучат нотки раскаяния за содеянное. Ясно-понятно, что нет вины детей и стариков (пока они не взялись за оружие), но ежели взрослый дееспособный человек пользовался плодами труда узников концлагерей, убивал, грабил и насиловал на захваченных территориях, то надо бы чувствовать вину. Хоть какую-то.
А тот же грасс видит только свою боль (своих пострадавших от насилия мать и сестру). И оно, в принципе, понятно, ибо не каждому дано чувствовать чужую боль и признавать глобальную, коллективную вину за содеянное твоим народом. Только вот лично мне после этого как-то хочется читать ремарка и совершенно не хочется открывать книги грасса. История начинается с того, когда после долгих лет гонений, арестов, мытарств и скитаний некий роберт прибывает на землю обетованную. В америку. И он, будучи немцем, принят в среде евреев-беженцев, но по сути чужой и среди них. Нет у него своих, кроме таких же несогласных с политикой партии и народа.
Впрочем, практически мгновенно в его судьбе возникает русский след, просто как некая неизбежность. Сначала в виде немолодого портье, который на самом деле чех, но позиционирует себя русским. Потом появляется наташа. Тут было очень забавно читать, зная о том, что ремарк писал о своих отношениях с натали палей. И весело, когда его герой рассуждал о русских женщинах, потому что это было очень мило и комплиментарно, несмотря на достаточно критичный взгляд. И грустно, потому что все закончилось ничем, можно сказать, даже толком не начавшись. Закончилось лопнувшим в одночасье мыльным пузырем, ибо огонь погас, в сердцах нет места любви, там все выжжено войной и потерями, остались только пепел и опустошение; и хочется лишь покоя. И сотоварищи роберта по изгнанию по большей части такие же неприкаянные и чужие в этой стране, ибо можно попытаться убежать от войны, но если она в тебе, то дело представляется совершенно безнадежным. От себя ведь никуда не убежать. Так что счастливы те, кто умеет забывать или обладает исключительной толстокожестью.
Потому что в сытой благополучной америке не желают верить в ужасы войны. Нет-нет, не могли одни люди сотворить такое с другими, и все тут. Это преувеличение. И вообще германия может оказаться очень полезной, в отличие от коммунистической россии. Поэтому, несмотря на кошмарные преступления, и были пригреты монстры, воцарившие в тайных лабораториях америки, да и в ссср тоже приветствовалась такая политика. Вот и вся цена жизней миллионов убиенных, вот и все искупление. Поэтому неудивительно, что конец войны для многих беженцев - это их персональный конец, ведь с наступлением мира все так же преуспевают ловкачи, деляги и подлецы с эластичной совестью и дырявой памятью. Но совсем другим, не таким людям, как они, потери в денежном эквиваленте не компенсируешь. Живым мертвецам, без вины виноватым (самих себя обвиняющим в том, что не погибли вместе с остальными) нет места в благополучном и безопасном земном раю. И что остается? Смерть или забвение покоя - в данном контексте эти слова, считай, синонимы.

Другой формат

Aудиокнига Тени в раю