Пьер Карле Мариво

МАРИВО [Pierre Carlet de Chamblain de Marivaux, 1688—1763] — французский комедиограф и романист, один из виднейших представителей светской литературы Рококо. Принадлежал к нормандской чиновной знати буржуазного происхождения. Изучал юриспруденцию.
В начале своей деятельности М. был светским писателем-любителем, выпускавшим свои произведения анонимно. Он дебютировал рядом романов, в которых, возрождая манеру прециозных романистов XVII века, в то же время пародировал их манерность и искусственность. Это противоречие между изысканностью и простотой, между паразитарно-аристократическими и буржуазно-мещанскими настроениями является движущим моментом во всей литературной практике Мариво, отображая противоречивость сознания буржуазной интеллигенции первой половины XVIII века. Однако ведущая роль принадлежит здесь именно буржуазным тенденциям.
Лит-ая позиция М. характеризуется тем, что в разгоревшемся с начала XVIII века "Споре о превосходстве древних или новых писателей" (см. "Французская лит-ра") он отстаивает права современности против пассивного подражания античности. Мариво сочиняет пародийные поэмы-бурлески, высмеивающие античную тематику. Проникнутые своеобразной "натуралистической" тенденцией, пародии М. расчищают путь его реалистическим романам, снижение героической тематики отвечает запросам классового самосознания крепнущей буржуазии, отрицающей литературную практику предшествующего периода (см. "Классицизм") и требующей теперь от литературы отображения современной действительности. Эта установка приводит Мариво к разработке наиболее удобных для данной цели, хотя и "низких" с точки зрения классической поэтики жанров — комедии и романа. Единственный опыт М. в области трагедии ("Annibal", 1720) не имел успеха.
Вынужденный писать для заработка, М. принимается за издание сатирико-нравоучительных журналов в подражание знаменитому "Зрителю" Эддисона, становясь наряду с аббатом Прево посредником влияния более передовой английской буржуазной лит-ры на французскую ("Le spectateur francais", 1722—1723; "L’indigent philosophe", 1728; "Le cabinet du philosophe", 1734). Эскизы М., помещенные им в своих журналах, легли затем в основу его больших романов — "Жизнь Марианны" (Vie de Marianne, 1731—1741) и "Удачливый крестьянин" (Le paysan parvenu, 1735—1736), к-рые свидетельствуют о значительном по сравнению с романами Лесажа прогрессе буржуазного реализма и дают единственный для своего времени образец тонкого психологического анализа поведения, чувств и переживаний героев, взятых из низших классов общества — городского мещанства и даже крестьянства. Классовая буржуазная установка М. выражается в том, что переходя от авантюрного романа к любовно-психологическому, М. демократизирует его тематику и образы, наделяя маленьких людей такими чувствами, которые описывались доселе только у представителей высших классов. При этом М. "всюду подчеркивает мысль, что благородство характера выше благородства происхождения, что искреннее чувство сильнее звонкого титула" (Фриче). Кроме того М. рисует не односложные схематичные типы, а вполне индивидуальные, полные противоречий характеры живых людей. Это обеспечило М. громадный успех в Англии, где под влиянием "Марианны" был написан один из лучших образцов буржуазного семейного романа — "Памела" Ричардсона.
В комедиях М., на к-рых гл. обр. и основана его лит-ая репутация, получает особенно яркое выражение изящная чувственность, характерная для всего искусства Рококо. Мариво много и охотно писал для театра, притом не столько для привилегированного театра "Comedie Francaise", этой цитадели классического репертуара, сколько для театра итальянских актеров ("Comedie Italienne"), восстановленного в Париже в 1716 и перешедшего от commedia dell’arte к исполнению писанных французских комедий. По своему содержанию пьесы Мариво весьма разнообразны; он писал комедии нравов, философские, мифологические, героические, феерии, буржуазные драмы, а также оригинальные пьесы, стоящие особняком в истории французской драмы, которые G. Larroumet назвал, по имени типичной для М. комедии, "surprises de l’amour" (нечаянности любви). К этой группе относятся все лучшие пьесы М. При изображении этих "сердечных тревог" внешнее действие сводится к минимуму, сюжет развертывается путем смены почти незаметных нюансов чувствований. Сведя комедию к изображению любви, затушевав ее дидактическую и сатирическую установку, отбросив внешнее действие и буффонаду, М. порвал с мольеровской традицией и подчинил свою комедию расиновской концепции страсти. Его Сильвия, Араминта, Анжелика — различные варианты идеализированного образа женщины парижских салонов, сочетающей чувствительность с кокетством, остроумие с несколько искусственной наивностью и жеманной грацией. Это — типичная героиня Рококо, как бы сошедшая с картин Ватто и Ланкре.
Несмотря на внешний аристократизм и затушевывание классовых конфликтов, комедия М. в основном все же буржуазна по своей идеологии. Она проникнута серьезным отношением к любви, к чувству, к вопросам семьи и брака. Она лишена гедонистической беспринципности, свойственной упадочной аристократии. В ней постоянно проскальзывают эгалитарные тенденции, презрение к сословным предрассудкам и утверждение равенства всех перед лицом любви. Когда же Мариво отвлекается от описания "нечаянностей любви", он вводит в свои комедии сатирические нотки и социальные проблемы.
Знаменитый монолог Фигаро за 60 лет до Бомарше был намечен в одной забытой комедии M. ("La fausse suivante", 1724). Он — один из первых писателей, использовавших театр для пропаганды "философских" буржуазно-освободительных идей. Однако пропаганда эта не сложилась еще в систему, не приобрела доминирующего значения в его творчестве вследствие недостаточной зрелости его классового самосознания.
М. создал оригинальный слог, к-рым пользовался гл. обр. в своих комедиях и который был назван его именем (marivaudage). Изысканно-манерный, кишащий неологизмами, изобилующий метафорами и смелыми семантическими сдвигами, мариводаж представляет систематическое заострение и утончение мысли и ее словесного выражения. Однако М. часто излишне усложняет свою речь, превращая фразу в своего рода шараду, особенно в речах влюбленных, где он следует традиции любовных диалогов commedia dell’arte. Несмотря на протесты пуристов, многие выражения и неологизмы М. вошли в общий обиход. В начале XIX в. интерес к М., забытому в годы Революции, воскресает. Пьесы М. входят в репертуар "Французской комедии". Из писателей-романтиков под влиянием М. находились Жюль Жанен, Альфред де Виньи и особенно Альфред де Мюссе, "комедии-пословицы" которого почти конгениальны комедиям Мариво.

Произведения автора 1

Только полные версии книг

Библиотека драматургии Агентства ФТМ

электронная книга
4.5
Год написания книги 2014
« Повторяю: с какой стати вмешиваться в чужие дела? Зачем говорить за меня о моих чувствах? Лизетта.