Добавить в избранное ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ[ вход для читателей ]  [ записаться ]    [ контакты ]
ИСКАТЬ              список литературы
 
Яндекс цитирования

Ференц ЛИСТ - Франция[ МНЕНИЯ И ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ]
ЛИСТ Ференц

позиции в рейтинге популярности авторов:
ПЕРИОДМЕСТОПОСЕТИТ.
сутки-0
месяц10695  (new)1
год8541  (new)39


Лист (Liszt) Ференц (Франц) (22.10.1811, Доборьян, близ г. Шопрон, Венгрия, — 31.7.1886, Байрёйт, Германия), венгерский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель. Игре на фортепьяно в детстве учился у отца (музыканта-любителя), концертировал с 9 лет. Совершенствовался у К. Черни (фортепьяно) и А. Сальери (композиция) в Вене, у Ф. Паэра и А. Рейхи (композиция) в Париже (с 1823), где в 1825 была поставлена опера Л. "Дон Санчо, или Замок любви" (жанр, в котором Л. ничего законченного больше не создал), написаны его первые фортепьянные сочинения — 12 этюдов, "Бравурное аллегро", "Бравурное рондо" и др. Одновременно успешно выступал как пианист. Увлечение философией просветителей, романтической поэзией и главным образом общение с Г. Берлиозом, Н. Паганини и Ф. Шопеном оказали влияние на формирование эстетических принципов Л., которые нашли отражение в его музыкальном творчестве, а также в статьях, написанных совместно с М. д‘Агу (печаталась под псевдонимом Даниель Стерн). В своих демократических по духу литературных работах Л. ставил вопросы о положении художника в буржуазном обществе, о социальной значимости искусства, о программности в музыке и др. Л. приветствовал Июльскую революцию 1830; под впечатлением революционных событий написал "Революционную симфонию" (не окончена), после восстания лионских ткачей (1834) — пьесу для фортепьяно "Лион". В 1838—47, гастролируя с триумфом во всех странах Европы, прославился как пианист, обладавший мощным артистическим темпераментом, сочетавший блестящую виртуозность с поэтичностью и драматизмом, как великий преобразователь фортепьянной игры и композитор-новатор, не только расширивший сферу применения фортепьяно, но и выработавший новые приёмы трактовки фортепьяно. Он придал оркестровое звучание фортепьяно, расширил сферу его художественного воздействия, превратив фортепьяно из салонно-камерного в инструмент для массовой аудитории, что соответствовало его идее демократизации искусства. Реформаторские устремления Л. особенно ярко проявились в оперных фантазиях, виртуозных переложениях и обработках для фортепьяно — "Фантастической симфонии" Берлиоза (1833), симфоний Л. Бетховена, увертюры "Вильгельм Телль" Дж. Россини (1838), "Бравурных этюдов" по каприсам Паганини (1838), многих песен Ф. Шуберта (1838—46); фантазиях на темы опер Ф. Д. Э. Обера, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Мейербера, В. А. Моцарта, К. М. Вебера, Дж. Верди и др.
Во время гастролей в России (1842, 1843, 1847) Л. встречался с М. И. Глинкой, Мих. Ю. Виельгорским, В. Ф. Одоевским; он проникся любовью к русской музыке, сделал транскрипции "Соловья" А. А. Алябьева и "Марша Черномора" Глинки.
В конце 1830-х гг. Л. создал ряд прославивших его оригинальных произведений для фортепьяно: "Альбом путешественника" (3 тетр., 1835—36), 12 больших этюдов (2-я ред. 1838, позднейшая переработка — "Этюды трансцендентного исполнения", 1851), "Три сонета Петрарки" (1-я редакция 1839); "Пляску смерти" (с оркестром, 1838—59) и др. Велики достижения Л. и в симфоническом творчестве, расцвет которого связан с первым, "веймарским периодом" (1848—61), когда, отказавшись от карьеры концертирующего виртуоза и приняв должность придворного капельмейстера в Веймаре, он создал крупнейшие программные сочинения для оркестра: "Фауст-симфонию" (1854—57), "Симфонию к "Божественной комедии" Данте" (1855—56), 12 симфонических поэм (13-я — "От колыбели до могилы" — написана позднее, в 1881—82), в том числе "Тассо. Жалоба и триумф" (по Гёте, 1849—54), "Прелюды" (по Отрану и Ламартину, 1848—54), "Мазепа" (по Гюго, 1851), "Идеалы" (по Шиллеру, 1857); "Два эпизода из ‘‘Фауста‘‘ Ленау" ("Ночное шествие" и "Мефисто-вальс", около 1860) и др., а также ряд хоровых произведений. Л. создал новый музыкальный жанр — программную одночастную симфоническую поэму. Он воплотил в музыке "вечные образы" мирового искусства (Фауст, Прометей, Орфей, Гамлет и др.). Художественной задачей Л. было приблизить музыкальное искусство к передовым идеям времени; его привлекала сильная, свободолюбивая личность, борющаяся за гуманистические идеалы. Претворяя в симфонических поэмах поэтически-сюжетный замысел, Л. стремился создавать музыку образно-конкретную, действенную и тем самым более доступную. К программно-симфоническим произведениям примыкают по замыслу крупнейшие фортепьянные сочинения — соната си-минор (1853), цикл пьес "Годы странствий" (1-й год — 1836—54, 2-й год — 1838—60, 3-й год — 1867—77), основанные на впечатлениях от путешествий по Швейцарии и Италии и на образах искусства, "Поэтические и религиозные гармонии" (1845—52). В 1840—60-е гг. Л. создал 2 концерта (около 1849—56, 1839—61) и "Фантазию на венгерские народные темы" (1852) для фортепьяно с оркестром, а также др. сочинения на венгерские темы, свидетельствующие о неразрывных творческих связях Л. с родиной. Л. использовал венгерский музыкальный фольклор в произведениях различных жанров — "Венгерских рапсодиях" для фортепьяно (15 рапсодий написаны в 1846—51; 4 последние в 1882—85), "Погребальном шествии" (для фортепьяно, 1849), симфонических поэмах "Венгрия" (1854) и "Плач о героях" (1854), "Венгерских исторических картинах" и пьесах "Ракоци-марш", "Памяти Петёфи", "Погребенье Мошоньи" (для фортепьяно) и др. В Веймаре, где вокруг Л. объединились видные музыканты (Х. Бюлов, И. Рафф и др.), образовавшие т. н. веймарскую школу, Л. реализовал свои демократические идеи и как дирижёр — пропагандист сочинений современных ему композиторов (в т. ч. опер Р. Вагнера), и как музыкальный публицист (статьи о сочинениях Берлиоза, Шумана, Вебера и др.; книга о Шопене). С демократических позиций Л. разработал план реформы оперного театра, встретивший сопротивление консервативных аристократических кругов. В 1861в результате интриг Л. покинул Веймар, куда затем периодически возвращался, живя то в Риме, то в Будапеште. Разочаровавшись в окружающей действительности, охваченный пессимистическими настроениями, Л. в 1865 принял сан аббата. В 1860—80 он создал ряд церковных сочинений — органных и хоровых, а также многие сочинения для фортепьяно, в том числе 2-й и 3-й "Мефисто-вальсы", знаменитые "Три забытых вальса", транскрипции сцены "Смерть Изольды" из оперы "Тристан и Изольда" Вагнера, а также полонеза из оперы "Евгений Онегин" П. И. Чайковского; многочисленные хоры, романсы и песни (около 70), среди которых шедевры песенной лирики, и др. Одновременно продолжал содействовать развитию передового искусства, особенно венгерского: участвовал в учреждении в 1875 Академии музыки в Будапеште (носит его имя), был её первым президентом; способствовал формированию исполнительского и композиторского творчества венгерских музыкантов, а также деятелей национальной музыкальной культуры др. стран. В Веймаре Л. посещали и пользовались его советами пианисты А. И. Зилоти, В. В. Тиманова, Э. д‘Альбер, А. Рейзенауэр и др.; композиторы А. П. Бородин, Б. Сметана, Э. Григ, С. Франк, К. Сен-Санс, И. Альбенис, А. К. Глазунов и др. Особенно тесные связи были у Л. с русскими музыкантами, творчество которых он высоко ценил.
Не лишённая противоречий, но в целом прогрессивная разносторонняя деятельность Л. имела огромное значение для развития мировой музыкальной культуры, содействуя становлению многих национальных композиторских школ, в первую очередь — венгерской.
 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ АВТОРА

по популярностипо дате поступленияпо алфавитупо "важности"
Советуем обратить внимание на следующих авторов:
 
 


Rambler's Top100


LITPORTAL.RU, 2003-2012