Ференц Лист

Лист (Liszt) Ференц (Франц) (22.10.1811, Доборьян, близ г. Шопрон, Венгрия, — 31.7.1886, Байрёйт, Германия), венгерский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель. Игре на фортепьяно в детстве учился у отца (музыканта-любителя), концертировал с 9 лет. Совершенствовался у К. Черни (фортепьяно) и А. Сальери (композиция) в Вене, у Ф. Паэра и А. Рейхи (композиция) в Париже (с 1823), где в 1825 была поставлена опера Л. "Дон Санчо, или Замок любви" (жанр, в котором Л. ничего законченного больше не создал), написаны его первые фортепьянные сочинения — 12 этюдов, "Бравурное аллегро", "Бравурное рондо" и др. Одновременно успешно выступал как пианист. Увлечение философией просветителей, романтической поэзией и главным образом общение с Г. Берлиозом, Н. Паганини и Ф. Шопеном оказали влияние на формирование эстетических принципов Л., которые нашли отражение в его музыкальном творчестве, а также в статьях, написанных совместно с М. д‘Агу (печаталась под псевдонимом Даниель Стерн). В своих демократических по духу литературных работах Л. ставил вопросы о положении художника в буржуазном обществе, о социальной значимости искусства, о программности в музыке и др. Л. приветствовал Июльскую революцию 1830; под впечатлением революционных событий написал "Революционную симфонию" (не окончена), после восстания лионских ткачей (1834) — пьесу для фортепьяно "Лион". В 1838—47, гастролируя с триумфом во всех странах Европы, прославился как пианист, обладавший мощным артистическим темпераментом, сочетавший блестящую виртуозность с поэтичностью и драматизмом, как великий преобразователь фортепьянной игры и композитор-новатор, не только расширивший сферу применения фортепьяно, но и выработавший новые приёмы трактовки фортепьяно. Он придал оркестровое звучание фортепьяно, расширил сферу его художественного воздействия, превратив фортепьяно из салонно-камерного в инструмент для массовой аудитории, что соответствовало его идее демократизации искусства. Реформаторские устремления Л. особенно ярко проявились в оперных фантазиях, виртуозных переложениях и обработках для фортепьяно — "Фантастической симфонии" Берлиоза (1833), симфоний Л. Бетховена, увертюры "Вильгельм Телль" Дж. Россини (1838), "Бравурных этюдов" по каприсам Паганини (1838), многих песен Ф. Шуберта (1838—46); фантазиях на темы опер Ф. Д. Э. Обера, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Мейербера, В. А. Моцарта, К. М. Вебера, Дж. Верди и др.
Во время гастролей в России (1842, 1843, 1847) Л. встречался с М. И. Глинкой, Мих. Ю. Виельгорским, В. Ф. Одоевским; он проникся любовью к русской музыке, сделал транскрипции "Соловья" А. А. Алябьева и "Марша Черномора" Глинки.
В конце 1830-х гг. Л. создал ряд прославивших его оригинальных произведений для фортепьяно: "Альбом путешественника" (3 тетр., 1835—36), 12 больших этюдов (2-я ред. 1838, позднейшая переработка — "Этюды трансцендентного исполнения", 1851), "Три сонета Петрарки" (1-я редакция 1839); "Пляску смерти" (с оркестром, 1838—59) и др. Велики достижения Л. и в симфоническом творчестве, расцвет которого связан с первым, "веймарским периодом" (1848—61), когда, отказавшись от карьеры концертирующего виртуоза и приняв должность придворного капельмейстера в Веймаре, он создал крупнейшие программные сочинения для оркестра: "Фауст-симфонию" (1854—57), "Симфонию к "Божественной комедии" Данте" (1855—56), 12 симфонических поэм (13-я — "От колыбели до могилы" — написана позднее, в 1881—82), в том числе "Тассо. Жалоба и триумф" (по Гёте, 1849—54), "Прелюды" (по Отрану и Ламартину, 1848—54), "Мазепа" (по Гюго, 1851), "Идеалы" (по Шиллеру, 1857); "Два эпизода из ‘‘Фауста‘‘ Ленау" ("Ночное шествие" и "Мефисто-вальс", около 1860) и др., а также ряд хоровых произведений. Л. создал новый музыкальный жанр — программную одночастную симфоническую поэму. Он воплотил в музыке "вечные образы" мирового искусства (Фауст, Прометей, Орфей, Гамлет и др.). Художественной задачей Л. было приблизить музыкальное искусство к передовым идеям времени; его привлекала сильная, свободолюбивая личность, борющаяся за гуманистические идеалы. Претворяя в симфонических поэмах поэтически-сюжетный замысел, Л. стремился создавать музыку образно-конкретную, действенную и тем самым более доступную. К программно-симфоническим произведениям примыкают по замыслу крупнейшие фортепьянные сочинения — соната си-минор (1853), цикл пьес "Годы странствий" (1-й год — 1836—54, 2-й год — 1838—60, 3-й год — 1867—77), основанные на впечатлениях от путешествий по Швейцарии и Италии и на образах искусства, "Поэтические и религиозные гармонии" (1845—52). В 1840—60-е гг. Л. создал 2 концерта (около 1849—56, 1839—61) и "Фантазию на венгерские народные темы" (1852) для фортепьяно с оркестром, а также др. сочинения на венгерские темы, свидетельствующие о неразрывных творческих связях Л. с родиной. Л. использовал венгерский музыкальный фольклор в произведениях различных жанров — "Венгерских рапсодиях" для фортепьяно (15 рапсодий написаны в 1846—51; 4 последние в 1882—85), "Погребальном шествии" (для фортепьяно, 1849), симфонических поэмах "Венгрия" (1854) и "Плач о героях" (1854), "Венгерских исторических картинах" и пьесах "Ракоци-марш", "Памяти Петёфи", "Погребенье Мошоньи" (для фортепьяно) и др. В Веймаре, где вокруг Л. объединились видные музыканты (Х. Бюлов, И. Рафф и др.), образовавшие т. н. веймарскую школу, Л. реализовал свои демократические идеи и как дирижёр — пропагандист сочинений современных ему композиторов (в т. ч. опер Р. Вагнера), и как музыкальный публицист (статьи о сочинениях Берлиоза, Шумана, Вебера и др.; книга о Шопене). С демократических позиций Л. разработал план реформы оперного театра, встретивший сопротивление консервативных аристократических кругов. В 1861в результате интриг Л. покинул Веймар, куда затем периодически возвращался, живя то в Риме, то в Будапеште. Разочаровавшись в окружающей действительности, охваченный пессимистическими настроениями, Л. в 1865 принял сан аббата. В 1860—80 он создал ряд церковных сочинений — органных и хоровых, а также многие сочинения для фортепьяно, в том числе 2-й и 3-й "Мефисто-вальсы", знаменитые "Три забытых вальса", транскрипции сцены "Смерть Изольды" из оперы "Тристан и Изольда" Вагнера, а также полонеза из оперы "Евгений Онегин" П. И. Чайковского; многочисленные хоры, романсы и песни (около 70), среди которых шедевры песенной лирики, и др. Одновременно продолжал содействовать развитию передового искусства, особенно венгерского: участвовал в учреждении в 1875 Академии музыки в Будапеште (носит его имя), был её первым президентом; способствовал формированию исполнительского и композиторского творчества венгерских музыкантов, а также деятелей национальной музыкальной культуры др. стран. В Веймаре Л. посещали и пользовались его советами пианисты А. И. Зилоти, В. В. Тиманова, Э. д‘Альбер, А. Рейзенауэр и др.; композиторы А. П. Бородин, Б. Сметана, Э. Григ, С. Франк, К. Сен-Санс, И. Альбенис, А. К. Глазунов и др. Особенно тесные связи были у Л. с русскими музыкантами, творчество которых он высоко ценил.
Не лишённая противоречий, но в целом прогрессивная разносторонняя деятельность Л. имела огромное значение для развития мировой музыкальной культуры, содействуя становлению многих национальных композиторских школ, в первую очередь — венгерской.

Произведения автора 35

Только полные версии книг

Ноты

электронная книга
4.67
Год написания книги 2017
электронная книга
4.5
Год написания книги 2017
электронная книга
4.5
Год написания книги 2017
электронная книга
4.67
Год написания книги 1908
электронная книга
0
Год написания книги 2017
электронная книга
4.5
Год написания книги 2017
электронная книга
4.67
Год написания книги 2017
электронная книга
4.5
Год написания книги 2017
электронная книга
4.5
Год написания книги 2017
электронная книга
4.67
Год написания книги 2017
электронная книга
4.5
Год написания книги 2017
электронная книга
4.5
Год написания книги 2017
электронная книга
4.67
Год написания книги 2017
электронная книга
4.5
Год написания книги 1931
электронная книга
4.5
Год написания книги 1936
электронная книга
4.5
Год написания книги 1933
электронная книга
4.67
Год написания книги 1947
электронная книга
4.67
Год написания книги 1933
электронная книга
4.5
Год написания книги 1928
электронная книга
4.67
Год написания книги 1932
электронная книга
4.67
Год написания книги 1933
электронная книга
4.5
Год написания книги 1930
электронная книга
4.67
Год написания книги 1931
электронная книга
4.5
Год написания книги 1933
электронная книга
4.5
Год написания книги 1931
электронная книга
4.67
Год написания книги 2017
электронная книга
4.67
Год написания книги 1927
электронная книга
4.67
Год написания книги 1933
электронная книга
0
Год написания книги 1931

РОМАНЫ и ПОВЕСТИ

электронная книга
0
Год написания книги 2019
электронная книга
0
Год написания книги 2023
Камерно-вокальное творчество Ференца Листа (1811–1886) представлено песнями на слова поэтов эпохи Возрождения, авторов XVIII века, современников. К выбору стихов композитор подходил с особой...
электронная книга
0
Год написания книги 2022
Сборник включает в себя три «Венгерские рапсодии» Ф. Листа: № 3, 6, 13. Впервые издаются переложения для баяна П.В. Бабина – лауреата международных конкурсов, председателя ПЦК «Инструменты народного...
электронная книга
0
Год написания книги 2022
«Технические упражнения» величайшего венгерского пианиста и композитора, Ференца (Франца) Листа в России издаются впервые. 12 тетрадей упражнений представляют собой великолепный материал для...