Добавить в избранное ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ[ вход для читателей ]  [ записаться ]    [ контакты ]
ИСКАТЬ              список литературы
 
Яндекс цитирования

Аксель САНДЕМУСЕ - Норвегия[ МНЕНИЯ И ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ]
САНДЕМУСЕ Аксель

позиции в рейтинге популярности авторов:
ПЕРИОДМЕСТОПОСЕТИТ.
сутки-0
месяц-0
год16606  (new)10


Аксель Сандемусе (Aksel Sandemose, 1899 - 1965) - псевдоним известного датско-норвежского писателя Акселя Нильсена (Axel Nielsen). В норвежской литературе его имя занимает достойное место в ряду крупнейших писателей-реалистов, таких как Юхан Борген, Тарьей Весос, Сигурд Хуль. Аксель Сандемусе и похож и не похож на них; как и они, он создал свою собственную художественную реальность, внес свой вклад в изображение жизни современной ему Норвегии и её людей.
В конце 50-х гг. имя Акселя Сандемусе прозвучало в дискуссии о номинации на Нобелевскую премию. Для многих это показалось тогда необъяснимым - номинировать человека, который не мог писать «приличных»1 романов, а создавал нечто среднее между эссе и романом, и который всегда был изгоем. Писатель постоянно находился в состоянии конфронтации с окружавшими его людьми. Как вспоминают современники, хорошо знавшие его, он мог быть ворчливым, эгоистичным, трудным в общении, своеобразным, ненадежным, застенчивым, а самое страшное, что большую часть своей жизни он был в состоянии борьбы с самим собой. Но, тем не менее «он был одним из наиболее ярких, замечательных, противоречивых писателей нашего времени»2.
При жизни об Акселе Сандемусе было написано мало, только спустя несколько лет начали появляться статьи и работы, посвященные жизни и творчеству писателя. Осенью 1965 года вышла первая книга о нем «Аксель Сандемусе и Янте», написанная Юханнесом Вэтом. Спустя год появляются еще две работы, посвященные жизни и творчеству писателя. Одна из них написана датчанином Лео Эствадом «Сандемусе в начале 20-х годов» ("Sandemose forst i 20eme"), вторая - шведом Карл-Эриком Нурдбергом «Сандемусе» ("Sandemose"). В последующие десятилетия было написано немало работ о писателе по всей Скандинавии, а также за рубежом.1 Среди новых изданий хотелось бы отметить докторскую диссертацию шведской исследовательницы Анны Форсберг Малм «Коллизии. Аксель Сандемусе как изгой и памятник» ("Kollisioner. Aksel Sandemose som outcast och monument", 1998), третье издание книги известного норвежского писателя Э.Ховардхольма, посвященной жизни и творчеству А.Сандемусе - «Человек из Янте» ("Mannen fra Jante", 1999), а также сборник статей авторов разных стран под редакцией Т. Нильсона «Новый взгляд на Акселя Сандемусе» («Nytt lys pa Aksel Sandemose», 1998), в котором очень хорошо отражаются все современные тенденции в исследовании творчества писателя.
В скандинавском литературоведении существует два метода исследования творчества Акселя Сандемусе, и все работы можно разделить, таким образом, на две группы. Личный опыт был основным источником творчества Сандемусе, поэтому сторонники первого метода -биографического, занимаются поиском связей между жизнью писателя и его творчеством (Юханнес Вэт2, Карл-Эрик Нурдберг, Турлейф Шьэвесланд, Эспен Ховардсхольм, Уле Сторм), сторонники второго метода -литературно-исторического, изучают и оценивают вклад писателя в национальную литературу (Юрунн Харейде, Асмунд Лин, Ранди Берн, Эйнар Эгген).
Биографический подход преобладает в исследованиях творчества Акселя Сандемусе, и он принес богатые плоды.
В дальнейшем А.Сандемусе лишь развивает и переосмысливает то, о чем им уже было написано ранее. Главные персонажи похожи друг на друга: Эйрик Шьельхольм (датский период), Эспен Арнакке, Джон Торсон и Эрлинг Вик, в какой-то мере Аудюн Гамре и Йорген Хаукли - это варианты одного и того же героя на разных этапах жизни. Говоря о творчестве писателя, необходимо учитывать, что сквозь новые черты и идеи всегда будут просвечивать старые, одно будет наслаиваться на другое.
С самого начала исследователи творчества Акселя Сандемусе обращали внимание на автобиографичность его произведений. Как читателям, так и литературным критикам очень непросто отделить писателя от созданного им мира, а также не перепутать то, что было прочитано ими в его различных произведениях. Известная норвежская писательница Турборг Недреос в журнале Арбейдетс Кроник отмечала: «При написании рецензии на книгу, необходимо оставить писателя в покое и больше придерживаться произведения, которое нужно оценить. Что касается произведений Сандемусе, то это сложная задача... Сандемусе и его произведение - это одно целое».1
всю свою последующую жизнь он так и называл себя «младшим братом» в своих книгах. Родители писателя были самыми обычными тружениками, непосильным трудом пытавшимися прокормить большую семью. Сын алкоголика, Иорген Нильсен сам был борцом за трезвость, человеком высокой непоколебимой морали, уверенным социалистом. Мать писателя, Амалие Якобсдаттер Нильсен, была норвежкой. Как и другие матери больших семейств на рубеже веков, Амалие прилагала немалые усилия, чтобы свести концы с концами. У нее просто не было времени, чтобы установить тесные взаимоотношения со своими детьми, но она смогла передать младшему сыну любовь к Норвегии и всему норвежскому. Навсегда остались в памяти Акселя протяжные народные песни, которые пела мать, ее рассказы о бабушке и дедушке, воспоминания о их усадьбе Сандермусе, название которой впоследствии стало литературным псевдонимом писателя.
Нелегкой была жизнь большой многодетной семьи. Постоянные материальные трудности, сложные отношения между родителями, которые накладывали отпечаток и на отношения детей между собой, гнетущая атмосфера жизни маленького городка, живущего по своим негласным законам - все это привело к тому, что пятнадцатилетний подросток бежал из дома и поступил юнгой на корабль. Заветная мечта Акселя стать энтомологом была разрушена, так что вместо того, чтобы изучать и классифицировать насекомых, он впоследствии направил свои усилия на людей.
Но если детство было неблагоприятным периодом в жизни Сандемусе, то юность была еще тяжелее. Весной 1914 года он был конфирмирован. Юноша считал, что сразу после конфирмации он станет взрослым, но как оказалось, он по-прежнему оставался ребенком, только уже с новыми обязанностями и ожиданиями. У Акселя начало развиваться чувство неприятия окружающих его людей, которое он мог заглушить только выпивкой.
Родители не могли не заметить состояние сына и отправили его на зимний учительский семинар в Стабю, чтобы он смог выучиться на учителя. Несмотря на то, что занятия были простыми, они сыграли немаловажную роль в будущем писателя. Руководитель семинара увлекался грамматикой, и благодаря ему у Акселя развилась тяга к языкам. Здесь он познакомился с литературой, в частности с произведениями Августа Стриндберга. Однако в результате Сандемусе не стал учителем; он сделал традиционный выбор мальчишек Нюкёбинга, стремящихся порвать со своим прошлым - весной 1916 года он ушел в море, где пробыл вплоть до августа 1917 года.
Вместо заветной свободы, которую молодой человек ожидал найти далеко от дома, он оказался в крайне тяжелых условиях. Юноша ненавидел жизнь в море - здесь «не было книг, развлечений, тем для разговора»1. Осенью 1916 года он покидает шхуну «Катрин», которая причалила на острове Фого на северном побережье Ньюфаундленда. В своих произведениях писатель будет постоянно возвращаться к этому месту, называя его Бухтой Несчастий.
В Ньюфаундленде он какое-то время работал на лесозаготовках, потом сел на судно, шедшее в Португалию и Испанию, а затем на Фарерские острова. В конце лета 1917 года Аксель вернулся в Нюкёбинг Морс. В своем дневнике он написал, что 18 месяцев вне дома «превратили меня из батрака в человека. Но многому мне еще предстояло научиться...».2
Город показался ему неприветливым и душным, как никогда. В 1919 году Аксель Нильсен переехал в Копенгаген и поступил на курсы для взрослых, желающих подготовиться к экзаменам за среднюю школу -
«Дёккерс курсус» («Deckers Kursus»). Находясь в Копенгагене, молодой человек упивается декадентской литературой, картинами Мунка, произведениями Бодлера и французских символистов. В 1921 году юноша отказывается от мечты стать священником, объявляет себя атеистом и заявляет о том, что он уходит из датской народной церкви и примыкает к дарвинистам.
Именно в этот период он начинает активно подбирать себе псевдоним. Уже в детстве Аксель начал экспериментировать с написанием своего имени, так как буква «х» в середине "Axel" очень смущала его, напоминая о кресте на могиле его младшего брата, умершего в раннем детстве. Что же касается фамилии, то он подписывается то «Бьярне», то «Рюттером» и, наконец «Сандемусе», в честь названия усадьбы «Сандермусе» в Норвегии (убрав из середины «р»), куда он летом 1919 года ездил к родственникам вместе с родителями и старшим братом и про которую так много рассказывала его мать. Название само по себе яркое и двусмысленное, по-норвежски, оно обозначает что-то зеленое, мягкое, живое, а по-датски, нечто более мрачное и унылое - «трясина, болото».
Переезд в столицу Дании стал поворотным моментом в его жизни, так как он впервые встретил людей, которые смогли удовлетворить его интеллектуальное любопытство. Именно на курсах Аксель впервые задумался о том, чтобы стать профессиональным писателем, до этого он лишь вел дневник. В этот период он написал несколько романов, новелл, драм и одноактных пьес, которые были отклонены издателями. В конце концов, в 1921 году в газете «Морсё Фолкеблад» была опубликована его зарисовка в прозе «Бездомные птицы» ("Hjemlose fugle"), повествующая о возвращении молодого моряка домой. В этом же году Сандемусе напечатали и в литературном обозрении «Скандия».
В 1921 году писатель женился на Дагмар Дитлевсен. В следующем году у молодой пары родились девочки-двойняшки, Ева и Эдда, а еще через два года сын Бьярне.
 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ АВТОРА

по популярностипо дате поступленияпо алфавитупо "важности"
Советуем обратить внимание на следующих авторов:
 
 


Rambler's Top100


LITPORTAL.RU, 2003-2012