Добавить в избранное ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ[ вход для читателей ]  [ записаться ]    [ контакты ]
ИСКАТЬ              список литературы
 
Яндекс цитирования

Чабуа АМИРЭДЖИБИ - Грузия[ МНЕНИЯ И ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ]
АМИРЭДЖИБИ Чабуа

позиции в рейтинге популярности авторов:
ПЕРИОДМЕСТОПОСЕТИТ.
сутки-0
месяц-0
год6934  (new)50


Чабуа (Мзечабук) Ираклиевич АМИРЭДЖИБИ… Многим это имя не скажет ничего. Грузинский писатель? Да мало ли на свете писателей, которых никто не знает.
Чабуа Ираклиевич написал всего два романа, однако теперь его имя навсегда вписано в историю литературы. Кроме того, он является автором сценария к фильму «Берега» 1977 года, за который получил Государственную премию СССР в 1981 году.
Этот человек знает жизнь. Как и его родители и близкие друзья, оказавшиеся жертвами репрессий 1937 года, так и он провёл в советской тюрьме около 16 лет. 3 побега из тюрьмы, 2 смертных приговора и, в конечном итоге, реабилитация – все эти события были отражены в его книге "Гора Мборгали". Благодаря его неустанной работе, его роду, прошлым бесчисленным невзгодам, которые выпали на его долю, Чабуа Амирэджиби сегодня - "человек, пришедший из легенды".
Здесь приводятся выдержки из интервью разных лет с Чабуа Ираклиевичем:
«Первое и самое главное - моя бабушка Сопио Магалашвили–Амирэджиби, мой дедушка – Георгий Амирэджиби, мои родители и госпожа Мелания Медзмариашвили–Гвелесиани, бабушка академика Гурама Гвелесиани. Госпожа Мелания была выпускницей Сорбонны по специальности педагогика. Как случилось, что я оказался в её семье? Я был очень озорным мальчиком и мои родители уговорили "тётю Мелашу" взять меня в свой дом и она, в конце концов, согласилась. Почти в каждом интервью я подчёркиваю, как много этот человек вложил в формирование личности Чабуа Амирэджиби. В возрасте 6 лет я стал её учеником и, когда мне исполнилось 8 лет, я был допущен во второй класс. Двух лет было достаточно для этой превосходной женщины и учителя, чтобы вложить сильные моральные принципы в характер мальчика. Как оказалось, если бы не те 2 года, я стал бы совсем другим человеком – намного хуже.
В апреле 1944-го года, как член подпольной организации "Белый Георгий" вместе с другими её 19-тью членами, я был осуждён на 25 лет трибуналом НКВД по обвинению в вооружённом восстании. Следователь ЧК считал наказание в моём деле недостаточным. Он подал апелляцию, требующую смертного приговора. Я провёл 75 дней в камере с приговорёнными к расстрелу. В конце концов, я не был казнён, но прежний 25-летний приговор был сохранён. С этого времени начались мои серии побегов. Со временем я сумел "заработать" другой смертный приговор. Если собрать все приговоры вместе, то время моего заключения будет 83 года. Мой близкий друг Отия Пачкория как-то сказал, чтобы я после "реабилитации" оставил те 83 года ГУЛАГу, а сам вернулся домой».
Навык сочинительства стал проявляться во мне с раннего детства. В 12-13 лет я пытался писать также прозу. Одно событие мне хорошо запомнилось: моя сестра Родам и Лали Явахишвили были студентками истфака университета и частенько вместе занимались у нас дома. Однажды, когда я пришёл домой, то застал их читающими мой рассказ. Лали похвалила меня. "Очень хороший рассказ", – она сказала. Видимо, те слова похвалы также послужили тому, чтобы я никогда не переставал писать.
Обычно я пишу медленно. Не думаю, что можно написать большую книгу за один присест. Ясно, что я имею ввиду написание хорошей книги. Моя манера писания примерно такая: когда я продумал и мысленно представил мою будущую книгу от начала и до конца, я начинаю писать фрагмент, который при этом ее как бы описываю. Это может быть даже и окончание. Написав его, я откладываю в сторону и, если за это время не требуется написать другой отрывок, я возвращаюсь к написанному через некоторое время. Делаю кое-какие исправления, а, бывает, что и выбрасываю написанное. А бывает, что написанное не нуждается в исправлениях. Вот почему мне потребовалось 10 лет, чтобы написать одну книгу. Должен также заметить – для того, чтобы нарисовать в воображении книгу, необходима вся моя прожитая жизнь. Я пишу о том, что знаю. А то, что я знаю, это иногда называется «жизненным опытом» и тем, что я о нем думаю».
Два романа Чабуа Амирэджиби описывают истинную историю человечества.
Действие "Дата Туташхиа" охватывает конец прошлого и начало нашего столетия; "Гора Мборгали" - сжатая история России в советский период. Сюжет и конфликт строятся на резком противопоставлении добра и зла, на противоборстве двух персонажей - темной и светлой сторон человеческой натуры.
В первом романе герой-одиночка, отважный мститель Туташхиа ищет свой Грааль, а за ним тенью, Мефистофелем, следует его сводный брат - чиновник жандармерии. Зло побеждает - благородный разбойник становится жертвой собственных сомнений. Счастливого конца у истории нет: вместо того чтобы остаться в памяти народной навсегда, защитник угнетенных должен кануть в Лету.
Если "Дата Туташхиа" - это своего рода "Илиада" и ее герою, как и достославному Ахиллу, суждено погибнуть, то второй роман можно назвать "Одиссеей". Его герой - Иагор Каргоретели по прозвищу Гора Мборгали (Егор Непоседа) - вечный странник. Как и Дата, он нонконформист по природе. Конечно, реальный протест против советского режима невозможен, да он и не укладывается в систему ценностей Амирэджиби и его героя. Как и Сандро из Чегема, Гора - воплощение живого, человечного начала, той силы личности, которая одна способна противостоять машине тоталитарного государства. Лейтмотив - движение. Ему подчинен как реальный сюжет - побег из советского лагеря, так и воспоминания, составляющие основное содержание романа.
Гора Мборгали - вечный беглец. Но ведет его в этом не страх или ненависть - он не убегает, а движется. Он просто по натуре своей не способен сидеть на месте, даже если место это - концлагерь (побег, о котором написан роман, шестой на счету Горы). Долгий путь героя по тайге - не иллюстрация к шаламовскому сюжету о "любви к жизни", но эпическое странствие по истории, по судьбе целого народа и одного-единственного пожилого политзаключенного. Антагонист Горы Мборгали - начальник лагеря Митиленич, прирожденный сыщик. И он после путешествия по тайге преображается. В чем-то история Гора и Митиленича похожа на историю Жана Вальжана и Жавера. Только кончается она наоборот - Жавер отпускает каторжника на волю, поняв абсолютную ценность движения, пути. Правонарушитель и страж порядка меняются местами: как раз беглец не сомневается в правильности существующего порядка вещей - один бежит, другой догоняет, а преследователь меняет в конце концов точку зрения.
"Гора Мборгали" - книга не только о диалоге Государства и Личности , не только о том, как важно не изменить своему жизненному пути. Она еще и о творческой свободе, о долге художника. Ведь даже беглый заключенный, невольно воссоздающий в своих кошмарах историю человечества, становится творцом. Чабуа Амирэджиби своему назначению остался верен:
«- Время не меняет человека. Он остается тем же, что и был век тому назад. Меняются обстоятельства, на которые он реагирует».
 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ АВТОРА

по популярностипо дате поступленияпо алфавитупо "важности"
Советуем обратить внимание на следующих авторов:
 
 


Rambler's Top100


LITPORTAL.RU, 2003-2012