Добавить в избранное ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ[ вход для читателей ]  [ записаться ]    [ контакты ]
ИСКАТЬ              список литературы
 
Яндекс цитирования

Антонио ГРАМШИ - Йемен[ МНЕНИЯ И ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ]
ГРАМШИ Антонио

позиции в рейтинге популярности авторов:
ПЕРИОДМЕСТОПОСЕТИТ.
сутки-0
месяц-0
год18942  (new)5


Антонио Грамши (итал. Antonio Gramsci; 22 января 1891, Алее, о. Сардиния, — 27 апреля 1937, Рим) — основатель и руководитель Итальянской коммунистической партии, теоретик марксизма.
Антонио Грамши был четвертым из семи детей в семье мелкого служащего Франческо Грамши. Еще в юности у Грамши проявился интерес к литературе. Ранее увлечение социализмом брата Геннаро (Gennaro) сильно повлияло на его дальнейшее развитие. В 1897 г. его отец по подозрению в злоупотреблении служебным положением был посажен в тюрьму на 5 лет. Вскоре после этого его мать с детьми переехала в Гиларзу (итал.), где Антонио окончил начальную школу. В 11 лет он на два года поступил на работу в налоговую службу в Гиларзе, чтобы помочь своей семье, чрезвычайно стесненной в материальном плане. Тем не менее, он продолжил учиться самостоятельно, и в конце концов вернулся в школу, где обнаружились его блестящие способности по большинству предметов.
В 1911-14, благодаря премии на учебу для нуждающихся студентов из провинций бывшего Королевства Сардинии, учился в Туринском университете на филологическом факультете. В числе других студентов-претендентов на эту премию был и Пальмиро Тольятти, будущий главный секретарь Итальянской коммунистической партии.
В 1915 году, несмотря на перспективы успешной академической работы, он стал активным членом Итальянской социалистической партии и начал активную журналистскую карьеру.
В годы 1-й мировой войны редактировал туринский социалистический еженедельник II grido del popolo, одновременно сотрудничая с туринским изданием социалистической газеты Avanti!. Грамши проявил себя как выдающийся представитель молодого поколения итальянских революционеров, начавших борьбу против реформизма в социалистической партии. В 1917 принял участие в создании внутри партии «Революционной фракции непримиримых». После антивоенного вооруженного восстания в Турине в августе 1917 был избран секретарём местной секции социалистической партии.
Октябрьская революция 1917 г. послужила активизирующим фактором его деятельности. В условиях послевоенного революционного подъёма в Италии Грамши выступил инициатором движения за создание фабрично-заводских советов, которое стало своеобразной формой борьбы итальянского пролетариата за власть в 1919-20. В январе 1921 стал членом новообразованной Итальянской коммунистической партии (ИКП). В мае 1919 вместе с П. Тольятти, У. Террачини и др. молодыми социалистами создал еженедельник l‘Ordine nuovo.
В 1922-23 Грамши был делегатом от ИКП в Исполкоме Коминтерна и жил в Советском Союзе. 25 ноября 1922 года произошла его встреча с В. И. Лениным. В это же время он женится на Юлии Апполониевне Шухт (1896—1980), дочери революционера А. А. Шухтова, близкого друга семьи Ульяновых и лично В. И. Ленина. Ю. А. Шухт родила Грамши двух сыновей. В мае 1924 года Грамши вернулся в Италию. В 1924 по инициативе Грамши создана ежедневная газета партии L’Unita. Возглавляя в 1924-26 парламентскую группу коммунистов, Грамши выступал с трибуны палаты депутатов с жесткой критикой политики фашизма.
8 ноября 1926 за революционную деятельность фашисты арестовали Грамши и сослали на о. Устика (итал.). В 1928 фашистский трибунал приговорил его к 20 годам тюремного заключения (затем в результате нескольких амнистий этот срок был сокращён — он истекал в 1937). Там и были написаны почти три тысячи страниц, составивших ядро творческого наследия Грамши — знаменитые «Тюремные тетради». Кроме того, интерес представляют его письма Татьяне Шухт, сестре его жены, и другим (их насчитывается около 500). Большую часть заключения Грамши провёл в тюрьме Тури (около Бари).
Кроме родных и близких, Грамши очень помог его друг, экономист П. Сраффа, который на свои деньги покупал книги, которые нужны были Грамши в тюрьме. Тяжёлые условия жизни в тюрьме подорвали его здоровье, и через несколько дней после формального освобождения Грамши умер от кровоизлияния в мозг, которое послужило следствием очень напряженной и тяжелой жизни.
Антонио Грамши оставил после себя многочисленные труды по вопросам истории, философии и культуры. Мысль Грамши концентрируется вокруг основополагающих задач развития общества: политических, социальных, культурных, философских, экономических, исторических и других. Одним из важнейших направлений мысли Грамши является теория гегемонии. В своих работах Грамши тщательно анализирует марксизм, который называет «философией практики» (в его работах подчеркивается неразрывная связь теоретических построений и реальной деятельности).
Грамши утверждает необходимость контакта между «простыми людьми» и интеллигенцией, считая необходимой борьбу за интеллектуальное возвышение масс. Одна из важнейших предпосылок Грамши состоит в том, что задача интеллигенции — донести «высокие» достижения культуры до народных масс, популяризовать их, превращая тем самым в основу для практической деятельности. Грамши отстаивает идею общественно-активной роли искусства, ответственности писателя перед народом.
Критикуя упрощения марксистской теории, сведение к механистичности, жесткой детерминированности, Грамши пишет по поводу вульгаризации проблемы соотношения базиса и надстройки марксизма: нельзя «…представлять и объяснять любое колебание политического и идеологического барометра как непосредственное выражение изменений в базисе…».
В записях, которые Антонио Грамши вел в тюрьме в первой половине 30-х годов, он попытался всесторонне проанализировать феномены фашизма и тоталитаризма как результат кризиса политических и социальных структур в Италии и Европе в первые два десятилетия XX века. Как он считал, политическая диктатура явилась результатом неспособности правящего класса получить поддержку широких социальных групп. Авторитаризм есть форма «пассивной революции», попытка верхов проводить модернизацию экономики, не меняя социальных структур.
С целью выхода из тупика тоталитаризма Грамши предлагает комплекс «интеллектуальных и духовных преобразований, которые совершат на национальном уровне то, что либерализму удалось сделать лишь для блага узких слоев населения».
В советское время его теория утаивалась от широкого круга читателей, публиковались только выборочные произведения, хотя он и признавался значительным марксистским философом и был «канонизирован» даже в сталинские времена.
 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ АВТОРА

по популярностипо дате поступленияпо алфавитупо "важности"
Советуем обратить внимание на следующих авторов:
 
 


Rambler's Top100


LITPORTAL.RU, 2003-2012