Хосе Ортега-и-Гасет

Хосе Ортега-и-Гассет (исп. Jose Ortega y Gasset, 9 мая 1883 — 18 октября 1955) — сын известного литератора Ортеги-и-Мунийа и первый испанский философ (ибо Франсиско Суарес (1548—1617) писал на латыни, а Мигель де Унамуно (1864—1936) не преследовал снискания философских лавров).
Обучаясь в колледже отцов-иезуитов Miroflores del Palo (Малага), Ортега овладевает в совершенстве латынью и древнегреческим. В 1904 оканчивает Центральный университет защитой своих докторских тезисов ‘El Milenario‘ (‘Тысячелетний‘). Затем семь лет проводит в университетах Германии, с предпочтением Марбургского, где в то время блистал Г. Коген. По возвращении в Испанию получает назначение в Мадридский университет Комплутенсе, где и преподает до 1936, когда разражается гражданская война.
В 1923 Ортега основывает ‘Revista de Occidente‘ («Западный журнал»), который служит делу "сравнивания Пиренеев" — европеизированная Испании, тогда изолированной от современного культурного процесса. Будучи политически ангажированным мыслителем, он ведет интеллектуальную оппозицию в годы диктатуры Примо де Риверы (1923—1930), играет немаловажную роль в свержении короля Альфонса XIII, избирается гражданским губернатором Мадрида, почему и оказывается вынужденным покинуть страну с началом гражданской войны. По возвращении в 1948 в Мадрид совместно с Хуаном Мариасом создает гуманитарный институт, где преподает и сам.
Международная известность приходит к Ортеге в 1930-х годах, когда появляется ‘Rebelion de las Masas‘ («Восстание масс»; см. Вопр, философии, 1989, N 3-4). Метафизика Ортеги, называемая им самим рацио-витализмом, обретает очерченность уже в труде ‘Meditaciones del Quijote‘ («Кихотовские размышления», Мадрид, 1914), где он объявляет единственной реальностью человеческое бытие-с-вещами: "Я есть я и моё окружение". Сам Ортега убежден, что своей метафизикой он на пятнадцатилетие предвосхитил «Бытие и время» Хайдеггера. В целом Ортега относится к последнему холодно, называя его даже "гельдерлиновским чревовещателем". Преломление рацио-витализма в теории познания порождает гносеологию "перспективизма", которая утверждает, что "жизнь каждого есть точка зрения на универсум" и что "единственно ложная перспектива — это та, которая полагает себя единственной".

Произведения автора 2

Только полные версии книг

РОМАНЫ и ПОВЕСТИ

электронная книга
0
Год написания книги 1926
Эссеистика Хосе Ортеги-и-Гассета (1883-1955), собранная в настоящей книге, знакомит со взглядами испанского философа на феномен любви. Это не только философия, но и история, психология, наконец,...
электронная книга
3.5
Год написания книги 2017
В данном издании собраны работы одного из выдающихся мыслителей XX столетия Хосе Ортеги-и-Гасета, показывающие кризис западного общества и культуры в прошлом веке. Ортега-и-Гасет убедительно...